ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
1. Термины и определения. 1
2. Методы предотвращения авиационных происшествий: 3
3. Характерные особенности инцидентов: 3
4. Системы представления докладов об инцидентах. 3
4.1. Система обязательного представления докладов об инцидентах. 4
4.2. Система добровольного представления докладов об инцидентах. 5
5. Расследование авиационных происшествий. 5
6. Другие источники информации об аварийных факторах: 7
7. Отчет об инциденте при воздушном движении. 7
8. Уведомление о происшествии или серьезном инциденте. 8
9. Ответственность за назначение и проведение расследования. 9
10. Контрольная схема уведомления и представления отчета. 11
Контрольные вопросы. 13
Термины и определения
Авиационное происшествие. Событие, связанное с использованием ВС, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули ВС, и в ходе которого:
|
|
а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате:
- нахождения в данном ВС; или
- непосредственного соприкосновения с какой-либо частью ВС, включая части, отделившиеся от данного ВС; или
- непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя;
за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены в результате естественных причин, нанесены самому себе, либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа; или
б) ВС получает повреждения или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
- нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики ВС; и
- обычно требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента;
за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты; или когда повреждены только воздушные винты, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства, обтекатели, или когда в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; или
в) ВС пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.
Примечание 1. Только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется ИКАО как телесное повреждение со смертельным исходом.
Примечание 2. ВС считается пропавшим без вести, когда были прекращены официальные поиски и не было установлено местонахождение обломков.
|
|
Инцидент. Любое событие, кроме авиационного происшествия (АП), связанное с использованием ВС, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации.
Серьезный инцидент. Инцидент, который лишь по счастливой случайности не перерос в крупное АП (опасное сближение ВС/ВС или ВС/земля и т.п.).
Примечание. Серьезные инциденты часто расследуются в таком же объеме, что и АП. Преимущество в их расследовании в том, что информация об аварийных факторах представляется на таком же уровне, что и при расследовании АП (за исключением сведений о погибших, разрушениях ВС и уничтожении имущества).
Аварийный фактор. Любое условие, явление или обстоятельство, которое может привести к происшествию.
Предотвращение авиационных происшествий. Выявление и устранение или уклонение от аварийных факторов.
Риск. Последствия парирования аварийного фактора.
2. Методы предотвращения авиационных происшествий:
а) выявление и оценка аварийных факторов;
б) подготовка предложений с целью устранения аварийных факторов или уклонения от них;
в) уведомление ответственной организации или представление ей докладов об аварийных факторах;
г) контроль за ответными мерами;
д) оценка результатов;
е) пропаганда авиационной безопасности.
3. Характерные особенности инцидентов:
а) их сходство с АП, помимо того, что их исход не связан с нанесением увечий людям и повреждений ВС, т.е. при инцидентах могут быть выявлены те же аварийные факторы, что и при АП, исключая связанные с ними ранения или повреждения;
б) инциденты происходят в 10 – 100 раз чаще, чем АП, поэтому они являются обширным источником информации об аварийных факторах;
в) наличие лиц, причастных к инцидентам, которые могут сообщить дополнительную информацию об аварийных факторах, ставших причиной этих инцидентов.