Психологический аспект

Термин «социализация» употребляется в психологической литературе довольно часто.

Анализ монографий, статей, учебных пособий показал, что интерпретация данного термина различными авторами не совпадает.

Как видно из исследований Е.Ю.Антюховой, даже история данного термина в разных источниках представлена в нескольких вариантах. Так «A Critical Dictionary of Sociology» утверждает, что термин «социализация» вошёл в англоязычную научную литературу в результате перевода на английский язык немецкого Vergellschaftunung, обозначающего одно из центральных понятий в работах Г.Зиммеля. Другие источники устанавливают ещё более ранние даты вхождения термина в обиход, т.е. примерно тридцатые годы 19 века. Е.Ю.Антюхова соглашается со второй точкой зрения, ссылаясь на то, что идеи социализации пронизывают труды Фрейда, Мида, Пиаже и других исследователей, родившихся во второй половине 19 века.

З.Фрейд рассматривал социализацию как постепенный процесс, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности (от «Оно» через «Я» к «Сверх Я»).

В рассмотрении процесса социализации западными исследователями характерно многообразие теоретических подходов. Так, представители бихевиоризма и необихевиаризма (В.Скиннер, Э.Торндайк, А.Бандура, В.Уолтерс и др.) рассматривают социализацию как процесс социального научения. В школе символического интеракционизма (Д.Мид, Т.Кемпер, Т.Ньюком) социализация - это результат социального взаимодействия людей. Представители гуманистической психологии (А.Оллпорт, А.Маслоу, Г.Роджерс) понимают социализацию подростков как самоактуализацию «Я-концепции».

Ж.Пиаже представляет социализацию как процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определённого уровня развития, становиться способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.

Анализируя процесс социализации, Эриксон рассматривал его в социально-историко-культурном контексте, раскрывая не только объективные показатели, но и субъективные, в том числе такой показатель субъективного роста, как идентичность. Т.о. социализация, по Эриксону, - это идентичность со сверстниками - членами группы. При этом идентичность рассматривалась как:

1. «я-идентичность»;

2. «психосоциальная идентичность».

Э.Дюркгейм, ссылаясь на понимание социологии французской социологической школой, утверждает, что социализация - это процесс «очеловечивания» под влиянием воспитания, т.е. «воздействия поколения взрослых на поколение молодых».

Такие исследователи как Т.Тард, Т.Парсонс, Б.Д.Парыгин, стоявшие у истоков теории социального развития, под социализацией понимали: Т.Тард - аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, путем подражания; Т.Парсонс - вбирание в себя общих ценностей в процессе общения со значимыми другими; Б.Д.Парыгин - вхождение в социальную среду, приспособление к ней.

Т.Шибутани, исследуя проблемы социализации, отмечает, что «социализация относится к тем процессам, посредствам которых люди научаются эффективно участвовать в социальных группах». Он рассматривает социализацию как «непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой». Шибутани рассматривает социализацию как «непрерывную адаптацию живого организма к его окружению».

Аналогичного мнения придерживается Э.В.Сайко, утверждая, что процесс социализации - это «освоение среды, адаптация к ней».

В исследования ряда авторов, мы находим практически идентичные определения изучаемого процесса. Так И.С.Кон утверждает, что «социализация обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов посредствам, которых индивид усваивает систему знаний норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

В.С.Комаровский утверждает, что «социализация - есть процесс становления личности, происходящий путём преодоления противоречий между индивидуальными и социальными ценностями. Средствами такого преодоления является «присвоение» личностью элементов культуры и усвоение социальных ценностей... Социализация осуществляется как процесс влияния общества на личность, причём личность со своей стороны проявляет ту или иную степень активности»

В работах А.А.Реан, Я.Л.Коломинского мы находим следующее определение, «социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей».

И.С.Дубровина дает такое определение, «социализация - это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и мужает. Процесс этот многогранен и постоянен, он происходит постепенно, но неукоснительно. Человек усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, систему социальных связей и отношений в своем собственном опыте. В итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Он научается сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми...Социализация базируется на широком познании человеком окружающей его действительности, на овладении им навыками практической индивидуальной и групповой работы».

Н.В.Петровский дает следующее определение изучаемому процессу: «Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении».

В психологическом словаре мы находим следующее определение: «социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности».

По мнению В.В.Столина процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных вопросов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющему функционировать в качестве члена общества.

С.В.Кривцова, Е.Б.Кнорре, М.Е.Кукушкина так определяют социализацию: «Это социально-психологическая адаптация. Это процесс взаимодействия личности со средой».

Е.В.Кириловская под социализацией понимает диалектический процесс целостного развития человека, становление его как представителя конкретной исторической эпохи и как субъекта общественных отношений. Социализацией Кириловская считает сознательное усвоение индивидом социальных ролей, норм, ценностей общества, установок, их интериоризацию.

Социализация, по мнению А.Н.Сухова, А.А.Деркача, — это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

А.Н. Сухов и А.А. Дергач считают, что в основе теории социализации лежат классическая формула бихевиоризма «S-R» и теория Л.С.Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция. А.Н. Сухов и А.А. Дергач так же отмечают двойственность трактовки понятия социализации и выделяют узкое и широкое понимание данного термина. В узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, в широком — исторический процесс, филогенез.

А.Н. Сухов и А.А. Дергач отмечают, что наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ними по значению, это «воспитание» и «адаптация».

А.Н. Сухов и А.А. Дергач отмечают, что понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптацию они предлагаю рассматривать как составную часть социализации, и как её механизм. А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют два вида адаптации: А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют следующую структуру социализации:

1. содержание (с этой точки зрения о социализации и асоциализации А.Н. Сухов и А.А. Дергач говорят как о приспособлении к негативному опыту);

2. широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность.

При рассмотрении содержания социализации важное значение, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.

Содержание социализации, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается.

Как отмечают А.Н. Сухов и А.А. Дергач, в настоящее время происходит активное расширение содержания социализации через приобщение к мировым социальным институтам.

Э.Фромм связывал способы социализации с видами государственного управления. Так в тоталитарном государстве, по мнению Э.Фромма, возможны такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.

Как отмечают А.Н. Сухов и А.А. Дергач, социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обуславливающие избирательность личности как объекта социализации. Поэтому традиционную структуру механизма социализации А.Н. Сухов и А.А. Дергач дополняют с помощью теорий социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складывается вектор, направленность социализации личности и, в конечном счете, её самоопределение.

Содержание социализации, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, зависит и от такого важного параметра, как социальные институты экономических и общественных. Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. Но хотя определения этого процесса в исследованиях различных авторов во многом схожи, но нельзя отрицать противоречивость процесса социализации.

Сложность данного процесса детерминирована с одной стороны, необходимостью усвоения опыта прошлых поколений, с другой, стремлением человека самоутвердится, выработать свой взгляд через его критическое осмысление. И, как уже отмечалось выше, неоднозначность данного процесса нашла свое отражение в работах ряда авторов.

В научной литературе сложились несколько подходов к трактовке понятия «социализация». Так Д.И.Фельдштейн указывает на двоякое понимание термина:

1. социализация как процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального, т.е. норм, отношений, различных проявлений духовности.

2. социализация, как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации-индивидуализации, где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия.

Д.И.Фельдштейн утверждает, что традиционное понимание социализации как аккумулирование индивидом социальных ролей, норм, и ценностей того общества, к которому он принадлежит - путем подражания (Г.Тард), «вбирание» в себя общих ценностей в процессе общения (Т.Парсонс), вхождение в социальную среду, приспособление к ней (Б.Д.Парыгин) сужает понимание социализации. Т.е. в данном случаи она не рассматривается как сложно-структурный процесс, предусматривающий деятельностную сущность субъекта, характер, уровни, степени его индивидуализации. Социализация в данном варианте, по мнению Д.И.Фельдштейна, предстоит как сумма изолированных друг от друга явлений присвоения норм, ценностей общества, а не как постоянный совершающейся процесс, в котором ребёнок выступает действенным началом, субъектом деятельности присвоения.

Такого же мнения придерживаются А.А.Реан, Я.Л.Коломинский утверждая, что «социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Различные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт... Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности».

Аналогично процесс социализации понимает Е.В.Кириловская. Данный исследователь рассматривают её, как социальное становление отдельного индивида, как социально активного субъекта. Процесс социализации, по мнению Е.В.Кириловской, осуществляется через освоение социальных функций, построение своего поведения на основе соблюдения норм и осмысления запретов.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), то есть стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального.

Двойственность в понимании сущности процесса социализации обнаружила в ходе своих исследований Е.А.Жадан. Она выделила два подхода:

1. Характеризует человека как объект социализации (Д.Баллантай, Р.Мертон, Т.Парсонс и др.).

2. Определяет человека как полноценного члена общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации.

Г.М.Андреева в своем определении так же указывает на то, что социализацию необходимо рассматривать с двух сторон: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

А.А. Реан, Я.Л. Коломинский подразделяют социализацию на первичную и вторичную. Первичная социализация, по мнению А.А.Реан, Я.Л.Коломинского, представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связанна с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации, согласно утверждениям А.А.Реан, Я.Л.Коломинского, определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Так теория З.Фрейда дает нам представление о следующих этапах социализации:

1) осознание сущности «Я»,

2) сопоставление «Я» со «Сверх-Я»,

3) выработка стратегии поведения с ориентацией на «Сверх-Я» (родителей).

А.В.Петровский выделил в процессе социализации три этапа:

· детство - адаптация индивида,

· отрочество - индивидуализация,

· юность - интеграция, когда складываются черты и свойства личности, необходимые обществу.

Г.М.Андреева выделяет три основные стадии процесса социализации:

1. дотрудовая;

2. трудовая;

3. послетрудовая.

А.В.Мудрик выделяет следующие этапы социализации: младенчество (от рожд. до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Г.М.Андреева выделяет следующие механизмы социализации:

· заражение - невольная подверженность индивида определённым психическим состоянием;

· подражание - воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения;

· внушение - неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей.

К социально-педагогическим механизмам социализации А.В.Мудрик относит следующие:

1. традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

2. институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями.

3. стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой А.В.Мудрик предлагает понимать комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя,

4. межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе, отмечает А.В.Мудрик, лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

Г.М.Андреева выделяет ещё один механизм социализации - идентификация - отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей, чувств другого лица. Б.М.Бехтерев выяснил, что условием действия неосознаваемых данных социально-психологических механизмов является «эффект доверия» к другому лицу.

С точки зрения Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина социализация связана с социальной ситуацией развития, влияющей через посредство ведущей деятельности на формирование центрально-возрастных новообразований. Это процесс врастания в человеческую культуру.

Личность усваивает социальный опыт посредством определённых механизмов. По мнению французского социолога Г.Тарда, механизм социализации включает в себя: 1) имитацию; 2)идентификацию; 3)руководство.[1] Однако этот механизм гораздо богаче и разнообразнее. По мнению Е.С.Кузьмина, социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения (массового, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры.[2]

И.В.Дубровина основным механизмом социализации считает воспитание.

Е.Ю.Антюхова в качестве механизма социализации рассматривает социокультурную коммуникацию.

Говоря о процессе социализации ряд авторов выделяли факторы, влияющие на социализацию. А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют две большие группы социально-психологических факторов влияющих на социализацию:

1. социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической и этнической специфики;

2. индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодёжные организации и объединения.

Институты социализации рассматриваются в работах ряда авторов: И.С.Кона, Л.С.Ватовой, В.С.Собкина, И.В.Дубровиной, Л.И.Аувяэрта, И.В.Павлова и др.

Все приведённые выше авторы сходятся во мнении, что главным институтом социализации является семья. И.В.Дубровина так пишет об этом: «Источников социализации много, но семья - это главный. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно... Появившись на свет, ребёнок, застает выработанные веками обычаи, способы поведения, взгляды, закреплённые в родном языке. Социализация как раз и заключается в том, что подрастающий человек осваивает, присваивает сложный мир взрослых, в котором он очутился...»

По мнению И.В.Дубровиной, в семье дети приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества.

Как утверждает И.В.Дубровина, в семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составляют содержание будущей личности, именно в семье, по мнению И.В.Дубровиной, начинается общественное воспитание.

Такого же мнения придерживаются В.Ф.Матвеев, А.Л.Гройсман. «Семья, - пишут они, - первичная ячейка общества. Она способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности».

В исследованиях Л.И.Аувяэрта мы так же находим утверждение, что «семья важнейший агент социализации». Автор считает, что семье, в процессе социализации, принадлежит особое место, «поскольку:

· семья - первичный агент социализации. Ребенок, попадающий после рождения в круг семьи, не имеет ещё ни своего социального опыта, ни системы социальных установок;

· семья определяет первичные условия жизни, в том числе и социальное происхождение;

· семья - наиболее эмоциональный агент социализации. Именно в семье закладывается фундамент эмоциональной жизни ребёнка;

· семья длительное время является самым влиятельным агентом социализации».

Отмечая несомненную важность такого института социализации как семья, приведённые выше авторы выделяли и другие. Так Г.М.Андреева, выделяя стадии социализации, говорит, что на всех стадиях человек проходит через определённые, присущие каждой стадии институты социализации. На первой - это семья и школа; на второй - трудовой коллектив.

И.С.Кон выделял следующие институты социализации: семья, общество сверстников, средство массовой информации.

Л.С.Ватова - семья, школа, референтная группа.

Л.И.Аувяэрт так же отмечает большую роль семьи в процессе социализации, но и говорит о таком институте социализации как социальная группа.

Аналогичного мнения придерживается А.А.Реан, Я.Л.Коломинский: «Социализация, пишут они, может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер». А.А. Реан, Я.Л.Коломинский не отрицают возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса.

Говоря об институтах социализации, необходимо отметить такой важнейший аспект социализации как её источники. В психологическом словаре выделены следующие источники социализации:

1. передача культуры через семейные и другие социальные институты (системы образования, обучения, воспитания),

2. взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности,

3. первичный опыт, связанный с периодом раннего детства,

4. процессы саморегуляции, связанные с заменой внешнего контроля внутренним самоконтролем.

Всесторонне рассматривая процесс социализации необходимо отметить критерии данного процесса. С.А.Величева выделяет следующие критерии социализации:

1. степень включённости индивида в деятельность,

2. институты социализации,

3. способы социализации, опосредованные ведущей деятельностью и самоотношениями с окружающими,

4. социально-психологические механизмы социализации,

5. уровень развития самосознания личности, определяемый отношением к своему ближайшему окружению.

Анализ различных подходов к интерпретации понятия «социализация» позволяют сделать вывод о том, что в широком смысле социализация, как правило, означает процесс вхождения индивида в актуально данную социокультурную среду посредством усвоения культуры, передачи ценностей, образцов и норм поведения из поколения в поколение. Социализация индивида - это постоянный процесс, который происходит на протяжении всей его жизни. С одной стороны, социализация - процесс стихийный: человек интегрируется в сообществе в процессе взаимодействия с непосредственным социокультурным окружением. С другой стороны, социализация носит характер направленного воспитания: общество разрабатывает систему средств воздействия на человека с тем, что бы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Т.о., анализ филосовской, психолого-педагогической и социологической литературы показывает, что к соотношению процессов воспитания и социализации можно подойти двояким образом. С точки зрения социологических источников, воспитание рассматривается как одно из средств социализации и выступает более узким понятием по содержанию и объему по сравнению с «социализацией». В педагогических источниках социализация является органичным звеном воспитательного процесса, и в данном случае понятие «воспитание» интерпретируется более широко по сравнению с «социализацией».

1.2 Русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста.

Рассматривая этнопедагогическую аксеологию народных игрушек, мы сочли необходимым изучить три принципиально важных направления: теории воспитательных ценностей, классификации и аксиологию детских игрушек.

Первое направление. Анализируя народные игрушки, можно сказать о том, что в народной игрушке гармонично соединились все характеристики этнических ценностей: образы русских народных игрушек всегда отличаются такими национальными чертами как жизнерадостностью, трудолюбием; специфика материала народных игрушек четко определяется теми регионально-географическими особенностями, в которых они создаются; народная игрушка всегда была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно - технологические и многие другие. Игрушка моделировалась усилиями многих поколений, постепенно впитывая в себя культурное сознание определенной местности, его обычаи и нравы, несла на себе печать того или иного этноса. Т.о., мы утверждаем, что народная игрушкакак сущностное явление детства может занять ведущее место в этнопедагогической теории народных игрушек.

Второе направление. Расскрывая это направление, сошлемся на классификации игрушек, которые имеются в педагогической теории дошкольного образования (Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.С.Макаренко, Н.А.Ветлугиной, В.И.Логиновой, С.Л.Новосоловой и др.)

Уместно сказать о новой классификации игр, предложенной С.Л.Новосоловой.

Нас интересует вид игр, определяемый исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают. Среди них С.Л.Новосолова выделяет три вида: обрядовые, тренинговые и досуговые. Только такой подход к классификации игр позволяет глубже осмыслить этнопедагогическую ценность не только народных игрушек, но и культуры этноса в становлении и формировании личности. В рамках этого направления В.В.Бабаева указывает, что что игрушка является особой сферой культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формирует чувства, отношение к действительности и национальный характер. В.В.Бабаева утверждает, что современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

Третье направление. Анализируя исследования по вопросу ассортимента игрушек, предлагаемых детям, и значению народной игрушки, отметим взгляды некоторых прогрессивных русских педагогов. К.Д.Ушинский считал, что"дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделаных, которых они не могут изменить по своей фантазии; ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игроки его хоть сколько - нибудь соответствовали ассоциациям его воображения... Вот почему лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом". Народная игрушка обладает этими характеристиками: она не только способна стимулировать ребенка к творчеству, прикладному в частности, но и позволяет домыслить и довообразить то, что недоделано в обобщенной форме игрушки.

Е.А.Покровский подчеркивал, что игры и игрушки были самым первым и главным средством воспитания ребенка, потому они отражали представления народа об идеале и ценностях. Наиболее ценной для развития ребенка Е.А.Покровский считает ту игрушку, которую можно было использовать в разных ролях, которая будила бы фантазию ребенка.

Н.Д.Бартрам указывал на то, что игрушки несут огромное воспитательное значение, они являются подготовительным классом к жизни. Особое значение Н.Д.Бартрам придавал игрушкам-самоделкам. Но наибольшую ценность он видел в народных игрушках, так как с их помощью можно представить историю внешней культуры в "живых" наглядных пособиях, которые можно давать в руки, передвигать, группировать, объединять. Игрушки составляют необходимый элемент культурного воспитания ребенка и индивидуального развития. Можно сказать больше: Е.А.Аркин рассматривыает историю игрушки в тесной связи с историей общества, истории развития места ребенка в обществе, истории взаимоотношений ребенка с обществом, его взрослыми членами. Народная игрушка, на наш взгляд, наиболее полно соответствует этим требованиям ученого.

Е.А.Флерина, разрабатывая требования к игрушке, придерживалась взглядов К.Д.Ушинского о том, игрушка нужна ребенку для создания задуманного образа и познания окружающего мира. В своей работе"Педагогика народной игрушки", исследователь обосновывает ценность игрушки с позиции нравственно-эстетического воспитания. Она утверждает, что народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Многие игрушки - это подлинная сказка. Очевидно, что в народной игрушке таится некий психологический смысл, который притягивает взор ребенка и раскрывает душу. По мнению Е.А.Флериной, народная игрушка богата традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость и благородная сдержаность в подборе цвета. Поэтому воспитательная ценность состоит в том, что"только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении." Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства и приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Исследования А.Савка по ассортименту современной отечественной игрушки показали, что в мире игрушек крайне недостаточно таких, которые бы направляли на развитие позновательного интереса к окружающему социальному миру; способствовали бы формированию навыков общения между детьми и взрослыми; стимулировали развитию развитию творчества и проявлению активности, самостоятельности.

Издревне главным занятием малыша до семи лет била игра, она заполняла всю его жизнь, была основной формой его бытия. В игре реализовалдись стоявшие перед этим возрасом задачи физического и психического развития. Через игру дети обучались бегу, лазанью, тренировали внимание, память, приобретали некоторые необходимые навыки общения со сверстниками и старшими детьми, знакомились с новыми словами, звуками, музыкой. Играя, они получали информацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях.

В деревнях среди детей были распространены игры с игрушками. Однако игрушек у них было минимальное количество. Крестьяне считали, что большое их количество приводит к порче человека. "У кого много всего,- говорили они,- тот балуется, ничего не хочет: хоть в ученье, хоть в игре, да хоть где". Для совсем маленьких детей игрушки делали родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Как только дети подрастали, им предлагалась делать игшрушки самим. Крестьянки оъясняли свое нежелание тем, что они не "поташницы": "Сам может, дак я чо ему буду потакоть, пущай сам делает..." На ярморках или в городе покупались только те игрушки, которые было трудно сделать в домашних условиях.

В игрушки играли больше зимой, чем летом. Среди самодельных игрушек самыми распространенными были куклы, маленькие кукольные каталки, тележки, которые можно было возить на веревочке, лошадки.

В куклы играли обычно девочки, начиная с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше пытались придать куклам человеческий облик6 шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков. В играх девочек куклы вели обычный человеческий образ жизни.

Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку.

Мальчики и девочки с большим интересом играли в игрушки, которые могли жужжать, свистеть, трещать. При этом взрослые не сердились на малышей за постоянно звучащий в ушах свист, не отнимали у них жужжалки, свистульки, трещетки, не заставляли их, в конце концов, умолкнуть, не выбрасывали полюбившуюся ребенку, надоедливую для взрослого игрушку. Деревенская традиция требовала от взрослых с уважением и полной серьезностью относиться к игре малыша.

Самой простой шумящей игрушкой была так называемая жужжалка, которую делали ребенку отец или старший брат. Это был деревянный кружок с дырочкой по средине, в которую укрепляется тоненькая короткая палочка. Кружок вращался и издавал жужжащий звук.

Различного рода свистульки родители привозили своим детям с ярморок. Это была самая любимая игрушка, в которую можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу.

В деревнях хорошо были известны глиняные свистульки, имевшие форму птички, лошадки, баранчика. Самой простой свистулькой была птичка без ног. В хвосте имелись два отверстия: одно, щеловидное, в средине хвоста, другое, круглое, ниже первого. Ребенок дул в отверстие, благодаря чему получался длинный однообразный звук.

Наряду с глиняными на ярмарках продавались и свистульки из жести. Они были прямоугольной формы, полые внутри,запаяные с трех сторон. На верхней стороне прямоугольника недалеко от запаянного конца прорезалась небольшая щель, над которой прикреплялось на невысоких ножках вертящееся на оси колесо. Ребенок дул в открытый конец прямоугольника, воздух проходил сквозь щель, вызывая свистящий звук и вращение колесика.

Интересной и любимой маленькими детьми была свистулька, называвшаяся "соловей", "канарейка". Она представляла собой небольшой, заполненный на три части водой глиняный горшочек с маленьким верхним отверстием и коротким рыльцем сбоку, на котором имеются узкие щелевидные отверстия. Ребенок дул в рыльце, воздух, проходя через щели, вызывал бульканье воды и производил звуки, радовавшие малышей.

Среди маленьких детей была очень популярна гармошка - деревянная маленькая коробочка, имевшая на верхней стороне трубочку, а в нижней - четыре круглые дырочки. Внутри коробочки, около дырочек, прикреплялась железная пластинка с четырьмя медными язычками по два с каждой стороны. Ребенок вдувал в трубочку воздух, затем втягивал его в себя, язычки колебались, издавая своеобразные звуки, удивлявшие малыша.

Зимой, когда дети большую часть времени проводили в избах, любимым их развлечением была игра с кубарем или волчком. Кубарь - это маленький деревянный шар или цилиндр на корокой ножке. Дети часто играли в несколько кубарей, стараясь как можно дольше удержать свой кубарь вертящимся. Волчек вытачивали из твердых пород дерева в форме шара, вазы или погремушки. По своему устройству он полностью соответствовал современному волчку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: