Педагогический аспект

Как уже говорилось выше, исследователи, занимающиеся изучением процесса социализации, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Основываясь на субъект-субъектном подходе А.В.Мудрик трактует социализацию как «развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которое происходит во взаимодействии человека со стихийным, относительно направляемым и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах».

Сущность социализации, по А.В.Мудрику, состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации, по мнению А.В.Мудрика, трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

А.В.Мудрик выделяет следующие факторы социализации (которые условно объединил в четыре группы):

1. мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

3. мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через следующую группу.

4. микрофакторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют,— семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Социализация человека, по мнению А.В.Мудрика, осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним А.В.Мудрик относит: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека средства материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельной песни и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

А.В.Мудрик представляет социализацию как совокупность четырех составляющих:

1. стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими социокультурными реалиями;

2. относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

3. относительно социально контролируемой социализации (воспитания) — планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4. более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Говоря о процессе социализации, А.В.Мудрик отмечает, что человек является не только объектом и субъектом, но может стать жертвой социализации. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешная социализация предполагает:

· эффективную адаптацию человека в обществе,

· способность в определенной мере противостоять тому, что мешает развитию и саморазвитию человека.

Из этого А.В.Мудрик делает вывод, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации и степенью обособления его в обществе. Эффективная социализация предполагает определённый баланс между адаптацией и обособлением.

Таким образом, на основании проведенного нами анализа, можно заключить, что, по мнению А.В. Мудрика, социализация - это процесс который длиться всю жизнь, на данный процесс влияют различные факторы, агенты. Но, так же следует отметить, что помимо того, что в ходе успешной социализации человек адаптируется в обществе он может еще стать жертвой социализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: