Русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа
Студента заочного отделения группы Д-54
.
научный руководитель –
Ст. преподаватель кафедры
Дошкольной и коррекционной
Педагогики Коротких О.В.
Допущено к защите
"____"_____________2010г. (протокол № ________)
Зав. кафедрой доц. Иванникова С.В. ____________
ЕЛЕЦ 2005.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы социализации детей среднего дошкольного возраста.
1.1 Социализация как предмет теоретического исследования ………………………………………..………………………….
1.2 Русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста………………………...
1.3 Особенности игрового взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игры с народной игрушкой…………………………………………………..……..
Глава II. Экспериментальное исследование социальных аспектов воспитания дошкольников с использованием русской народной игрушки.
2.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………
2.2 Анализ результатов формирующего эксперимента…………….
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента………………
Заключение………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………….
Приложение…………………………………………………………
Введение
Актуальность исследования процесса социализации дошкольников обусловлена современными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Новая система образования характеризуется качественным изменением ценностных ориентации, обращением к человеческой индивидуальности. В этой связи педагогическая наука нацелена на развитие самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности, которое может быть достигнуто в процессе гуманизации отношений в системе «ребенок -ребенок», «ребенок - взрослый». Изменение социокультурной ситуации предполагает организацию новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса социализации.
Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А.В. Петровский). Социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений» (Д.Б. Эльконин). Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецируется на его поведение в социальном взаимодействии с окружающими людьми. Учеными доказано, что средний дошкольный возраст является оптимальным для усвоения азов социального опыта (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.).
Игрушка как воплощение духовности и «жизненный нерв игры» (Е.А. Аркин) рассматривается в ряде работ как вспомогательное средство игры. В качестве специального средства социализации народная игрушка исследуется в работах Л.С. Малик.
Россия располагает богатейшим арсеналом народных традиций. В своей работе мы акцентируем внимание на русской народной игрушке в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Новые образовательные программы и педагогические технологии ориентируют на введение регионального компонента в творческую работу воспитателя. В то же время самобытная, уникальная русская народная игрушка, не в полной мере востребована педагогикой.
Таким образом, существует противоречие между осознанием значимости этнических и общечеловеческих ценностей как предметно-содержательного и предметно-деятельностного контекста, формированием подрастающей личности и отсутствием системы целенаправленных и преднамеренных воздействий на личность ребенка средствами народной игрушки (как одного из путей осуществления социализации).
Объект исследования - процесс социализации детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке условий социализации детей среднего дошкольного возраста средствами народной игрушки.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что русская народная игрушка может стать эффективным средством социализации личности ребенка, если созданы условия для:
· распредмечивания духовного богатства и социального смысла народной игрушки в единой культурно-пространственной и предметно-развивающей среде;
· опредмечивания духовного содержания народной игрушки, связанного с обогащением «Я» дошкольника среднего возраста в разнообразной деятельности с народной игрушкой;
· переноса социального опыта, социальных ролей и ролевых взаимоотношений, полученных в игре, в реальную жизнедеятельность детей.
Цель, объект, предмет и гипотеза позволили определить задачи исследования;
1. Раскрыть теоретико-методологические основы социализации, проанализировать современное состояние изученности проблемы социализации дошкольников.
2. Выявить своеобразие русской народной игрушки и ее педагогические возможности.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия социализации детей среднего дошкольного возраста средствами народной игрушки.
4. Обозначить критерии и уровни сформированности игрового взаимодействия детей на материале народной игрушки.
Для решения поставленных задач и научного обоснования исходных положений использовались взаимодополняющие методы исследования: причинно-следственный анализ педагогической, философской, регионоведческой, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ государственных и альтернативных программ в контексте ознакомления дошкольников с народной игрушкой, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В качестве первоисточников исследовались образцы устного народного творчества - сказки, пословицы, поговорки, загадки, предметы декоративно-прикладного искусства.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе дошкольного сада № 14 города Ельца. Всего исследованием было охвачено 15 детей среднего дошкольного возраста. В эксперименте было задействовано 10 практических дошкольных работников.
Работа проводилась в 2004-2005 гг. и включала три этапа:
На первом этапе осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, методики исследования, анализировалась литература по проблеме исследования, конкретизировались пути, формы, методы организации и проведения эксперимента. В результате были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методы, понятийный аппарат.
На втором этапе была подвергнута проверке и уточнению гипотеза, проведен констатирующий эксперимент, скорректирована логика формирующего эксперимента, уточнен для использования разработанный методический материал. Разработана экспериментальная программа, проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе проведен контрольный эксперимент. Систематизированы и теоретически обобщены результаты опытно-экспериментальной работы.