VI. Мероприятия по предупреждению происшествий с техникой

268. Основными мероприятиями по предупреждению происшествий с техникой являются:

поддержание в Управлении, подчиненном подразделении установленного порядка, организованности и высокой ответственности со стороны личного состава за закрепленную технику;

систематическое изучение личным составом техники, правил ее эксплуатации и ремонта;

постоянное совершенствование навыков управления техникой закрепленным за ней личным составом;

неукоснительное соблюдение правил дорожного движения и правил управления техникой;

тщательная организация маршей, подготовка и оборудование маршрутов, учет особенностей движения ночью;

проведение качественного инструктажа водителей и старших машин перед выполнением заданий (заступающих на дежурство);

высокая требовательность руководителей, постоянный контроль за соблюдением правил эксплуатации и ремонта техники и за работой специалистов во время использования;

строгое соблюдение установленного порядка эксплуатации техники и требований внутренней службы в парках (гаражах);

ограничение использования техники в праздничные и выходные дни;

своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт техники;

систематическое обобщение и внедрение передового опыта безаварийной эксплуатации техники;

принятие конкретных мер по каждому происшествию, тщательный разбор их с личным составом;

проведение всесторонних проверок специалистов (води­телей, судоводителей) и отстранение от управления техникой недисциплинированных и плохо подготовленных специалистов, а также специалистов, несоответствующих по медицинским показателям;

поощрение личного состава за успехи, достигнутые в безаварийной эксплуатации техники;

правильная организация работы контрольно-технических пунктов учреждений (рабочих мест механиков, осуществляющих выпуск техники в рейс) и укомплектование их технически грамотными и требовательными специалистами,

планомерная, систематическая работа со специалистами, направленная на повышение их дисциплины и сознания высокой личной ответственности за закрепленную технику и безопасность перевозимых людей и оборудования; проведение собраний и технических конференций с обсуждением передовых методов использования, технического обслуживания техники, безаварийной работы и другие мероприятия.

Обеспечение безопасности движения транспортных средств

269. Организация обеспечения безопасности дорожного движения в МЧС России возложена на ВАИ МЧС России.

270. Работа по обеспечению безопасности движения в Управлении, подчиненном подразделении проводится по следующим основным направлениям:

контроль за выпуском технически исправных транспортных средств;

контроль за порядком хранения транспортных средств, выхода из гаражей (с места стоянки) и возвращения их из рейса;

организация и проведение в установленном порядке медицинских осмотров водителей;

обеспечение своевременной передачи информации о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП в порядке подчиненности и доведение ее до сведения водителей;

контроль за эксплуатацией (использованием) транспортных средств;

учет ДТП, выяснение и устранение причин и условий, способствующих возникновению ДТП;

отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического, иного опьянения или в болезненном состоянии;

своевременное устранение технических неисправностей транспортных средств;

обеспечение охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам;

обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов.

271. За обеспечение безопасности движения в учреждении отвечает техник по безопасности движения (в спасательных воинских формированиях МЧС России – начальник контрольно-технического пункта (далее – начальник КТП). При его отсутствии – лицо, назначенное начальником подразделения.

В помещении техника по безопасности движения (начальника КТП) должны находиться стол, стул, канцелярские принадлежности, часы и комплект инструмента и приборов для проверки машин в переносном ящике (малый ящик – для колесных машин, большой ящик – для гусеничных машин).

Перечень инструмента техника по безопасности движения (малый ящик) включает:

прибор для проверки рулевых управлений;

линейка для проверки схождения колес;

манометры шинные;

линейка металлическая длиной 500 мм;

газоанализатор;

молоток с длинной ручкой массой 200 г;

прибор для оценки дымности отработавших газов дизеля;

приспособление для замера глубины рисунка протектора;

фонарь;

переносная лампа приспособление для замера ходов педалей сцепления и тормозов;

прибор для проверки герметичности пневматического привода тормозов;

щуп пластинчатый (набор);

нутромер;

рулетка;

денсиметр (ареометр) и стеклянная уровнемерная трубка;

бачок с дистиллированной водой вместимостью 1литр.

В помещении техника по безопасности движения (начальника КТП) может оборудоваться место для медицинского осмотра водителей перед выездом. В этом случае в помещении дополнительно устанавливается стол, два стула, медицинская кушетка, а на специальном щите вывешивается перечень медицинских противопоказаний, при которых водителю запрещается управлять машиной.

На площадке осмотра выходящих из парка (гаража) машин оборудуется (по возможности) эстакада (смотровая канава), а также устанавливаются щиты со схемами осмотра и техническими условиями на проверку машин.

В помещении техника по безопасности движения (начальника КТП) должна быть следующая документация:

инструкция технику по безопасности движения с графиком работ по времени суток, утвержденная руководителем учреждения;

инструкция по мерам безопасности при проверке машин;

инструкции (руководства) по эксплуатации машин (по маркам, имеющимся в учреждении) и операционные карты проверки машин с техническими требованиями к проверяемым машинам;

задание по проверке качества технического обслуживания, хранения и ремонта машин на сутки (неделю);

образцы оформления путевых листов и другой документации;

перечень недостатков, из-за которых запрещается выход машин из парка (гаража);

опись имущества.

Техник по безопасности движения (начальник КТП) подчиняется заместителю руководителя учреждения, отвечающему за МТО и отвечает за исправность выпускаемых из парка (гаража) машин.

На него возлагаются:

проверка технического состояния выходящих из парка (гаража) и возвращающихся машин и состояние водителей;

ежедневный доклад заместителю руководителя учреждения, отвечающему за МТО о задержании машин при проверке перед выходом из парка (гаража) и о повреждениях машин, возвратившихся в парк (гараж);

проверка качества технического обслуживания, хранения и ремонта машин в учреждении;

укомплектование помещения техники по безопасности движения (начальника КТП) оборудованием, инструментом и приборами по установленным нормам и содержать его в образцовом состоянии.

При проверке машин перед выходом их из парка (гаража) техник по безопасности движения (начальник КТП) проверяет:

наличие и правильность оформления положенных документов, внешний вид водителя;

внешний вид автомобиля, состояние и крепление колес, рулевых тяг, сошки и государственного регистрационного знака;

состояние передней подвески, гидроусилителя, отсутствие подтеканий масел и специальных жидкостей;

исправность и работу внешних световых приборов, звукового сигнала, стеклоочистителя, омывателя ветровых стекол, схождения передних колес;

натяжение приводных ремней, уровень масла и охлаждающей жидкости, нет ли подтеканий;

состояние и крепление дверей кабины, зеркал заднего вида, запасного колеса, правого топливного бака (при наличии);

содержание смеси углерода в отработавших газах (на транспортных средствах с дизельными двигателями – дымность);

состояние кузова, тента, тягово-сцепного устройства, государственного регистрационного знака и грязезащитных фартуков колес, исправность задних фонарей;

состояние и крепление задних колес;

состояние и крепление левого топливного бака (при наличии);

наличие медицинской аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя;

свободный ход педалей сцепления и тормоза, опломбирование спидометра (счетчика моточасов);

работу двигателя и показания контрольно-измерительных приборов;

угол свободного поворота рулевого колеса и действие стояночного тормоза;

работу агрегатов и органов управления транспортного средства в движении, исправность спидометра.

При проверке технического состояния машин техник по безопасности движения (начальник КТП) обязан проверить агрегаты, механизмы и узлы, обеспечивающие безопасность движения. Перечень неис­правностей, при которых транспортное средство не должно выпускаться из парка (гаража), определяется правилами дорожного движения и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При возвращении машины в парк (гараж) техник по безопасности движения (начальник КТП) проверяет:

внешний вид и техническое состояние машины;

состояние и внешний вид водителя.

272. Для проведения с водителями и другим личным составом учебных занятий по вопросам безопасности дорожного движения, особенностям перевозки личного состава и отдельных грузов, для проведения инструктажа водителей и старших машин с учетом конкретных задач предстоящего рейса, демонстрации учебных фильмов в специально выделенном помещении оборудуется кабинет (класс) безопасности движения.

В кабинете (классе) безопасности движения должны находиться столы, стулья, настенные щиты, плакаты, схемы маршрутов движения машин, учебная литература, технические средства обучения, используемые для изучения правил дорожного движения и инструктажа водителей и старших машин, а также для проверки их знаний.

При отсутствии кабинета (класса) безопасности движения, около помещения техника по безопасности движения (КТП) может оборудоваться площадка для инструктажа водителей и старших машин с соответствующими разметкой и щитами.

Работу в кабинете безопасности движения организует техник по безопасности движения (в случае отсутствия – лицо, ответственное за эксплуатацию транспортных средств).

273. Повышение профессионального уровня водителей достигается:

систематическим повышением профессионального мастерства путем применения форм и методов индивидуального и группового обучения в зависимости от возраста, стажа работы, психофизиологических возможностей, состояния здоровья, должности и других факторов;

созданием в учреждениях оптимальных условий труда и отдыха водителей;

воспитательной работой, направленной на формирование у водителей высокого уровня правосознания, чувства профессиональной ответственности за безопасность всех участников дорожного движения и сохранность закрепленной за ними техники.

Одной из форм учебно-воспитательной работы с водителями являются учебные сборы.

Программа, состав участников, порядок проведения и учебный план проведения учебного сбора утверждаются руководителем учреждения. В случае проведения учебных сборов с представителями других учреждений и подразделений МЧС России учебный план проведения сборов утверждается вышестоящим должностным лицом.

С целью повышения эффективности практических занятий (тренировок) участники сбора делятся на учебные группы по 6 – 12 человек в каждой.

В учебный план сбора должны включаться следующие теоретические и практические занятия (тренировки) по:

наиболее сложным вопросам правил дорожного движения;

совершенствованию техники управления транспортными средствами, в том числе при выполнении упражнений по скоростному маневрированию и других специальных упражнений;

отработке приемов по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП;

отработке способов и приемов эвакуации людей из аварийного автомобиля, автобуса, правилам транспортировки пострадавших в результате ДТП в медицинское учреждение;

предотвращению и тушению пожаров транспортных средств.

274. С целью организации безопасной эксплуатации транспортных средств ВАИ МЧС России осуществляет:

контроль за соблюдением в МЧС России требований законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

проведение мероприятий по предупреждению ДТП;

надзор за техническим состоянием автомототранспортных средств (в том числе автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее), тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя более 50 куб. сантиметров и прицепов к ним, а также мототранспортных средств, зарегистрированных в ВАИ МЧС России;

контроль за соблюдением должностными лицами учреждений, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

разрешительные функции по вопросам эксплуатации транспортных средств МЧС России в соответствии с возложенными на ВАИ МЧС России задачами;

контроль за правомерной эксплуатацией транспортных средств оперативных служб МЧС России, имеющих специальные цветографические схемы, специальные световые и звуковые сигналы.

275. На должностных лиц ВАИ МЧС России возлагаются следующие задачи:

контроль и надзор за эксплуатацией транспортных средств учреждений, выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области организации обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования;

проверка теоретических знаний правил дорожного движения и практических навыков управления транспортными средствами личного состава с последующей выдачей свидетельств об обучении с целью допуска их для сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами;

допуск водителей к управлению автомобилями, предназначенными для перевозки личного состава и автомобилями, оборудованными специальными световыми и звуковыми сигналами;

организация и проведение регистрации и учета транспортных средств и прицепов к ним спасательных воинских формирований МЧС России, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства и прицепы к ним;

недопущение к участию в дорожном движении транспортных средств спасательных воинских формирований МЧС России, в конструкцию которых внесены изменения, не имеющие документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, путем отказа в государственной регистрации транспортных средств и выдаче соответствующих документов на них;

организация и проведение в порядке, и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, государственного технического осмотра транспортных средств спасательных воинских формирований МЧС России, в том числе с использованием средств диагностического контроля;

обеспечение перемещения и сопровождение колонн транспортных средств МЧС России по дорогам общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ведение учета государственных регистрационных знаков на транспортные средства спасательных воинских формирований МЧС России и другой специальной продукции, необходимой для их допуска к участию в дорожном движении;

разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения в МЧС России;

выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, правил эксплуатации и иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

получение материалов по административным правонарушениям в области безопасности дорожного движения от соответствующих уполномоченных государственных органов и направление соответствующим должностным лицам МЧС России предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

использование в установленном порядке специальных технических средств с целью выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения и контроля за техническим состоянием транспортных средств МЧС России;

контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России в части оборудования транспортных средств МЧС России цветографическими схемами, эмблемами МЧС России, специальными звуковыми и световыми сигналами, выявление фактов неправомерного применения специальных сигналов на транспортных средствах МЧС России и принятие мер по недопущению подобных случаев, выдача в установленном порядке разрешений на оборудование транспортных средств МЧС России цветографическими схемами, эмблемами МЧС России, специальными световыми и звуковыми сигналами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

ведение учета и анализа показателей состояния безопасности дорожного движения в МЧС России.

276. Должностные лица ВАИ МЧС России имеют право:

обращаться в установленном порядке к соответствующим должностным лицам МЧС России по вопросам устранения нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения со стороны подчиненного личного состава;

запрашивать и получать от соответствующих должностных лиц МЧС России сведения о принятых мерах по соблюдению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, правил и норм эксплуатации транспортных средств и их оборудования, а также объяснения по фактам их нарушения;

участвовать в разработке проектов законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;

запрещать эксплуатацию транспортных средств и прицепов к ним спасательных воинских формирований МЧС России в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрета, а также при наличии соответствующих неисправностей и условий;

запрещать эксплуатацию транспортных средств спасательных воинских формирований МЧС России, которые имеют поддельные документы на право управления, государственные регистрационные знаки, изменения номеров узлов, агрегатов и несоответствие маркировки транспортным данным, указанным в регистрационных документах;

останавливать транспортные средства учреждений на дорогах общего пользования, проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать и задерживать транспортные средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

размещать транспортные средства спасательных воинских формирований МЧС России на гарнизонных сборных пунктах задержанных машин до устранения причин их задержания и возврата владельцам;

отстранять от управления транспортными средствами личный состав спасательных воинских формирований МЧС России, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, страхового полиса обязательно страхования гражданской ответственности, а также лиц, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозными системами (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе автопоезда);

освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование, на состояние алкогольного опьянения управляющих транспортными средствами военнослужащих и лиц гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения и в отношении которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения;

применять меры обеспечения производств по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения и контроля за техническим состоянием транспортных средств;

вызывать в ВАИ МЧС России должностных лиц, ответственных за эксплуатацию автотранспортных средств, и водителей МЧС России, допустивших нарушения правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

во взаимодействии в установленном порядке с подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ГИБДД) регулировать, временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении специальных мероприятий, учений и занятий по боевой подготовке;

сопровождать в установленном порядке автомобилями ВАИ МЧС России воинские колонны и транспортные средства МЧС России, осуществляющие перевозку особо опасных и крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов оборонного значения;

осуществлять контроль за организацией работы парковой (дежурно-диспетчерской) службы учреждений;

не допускать к участию в дорожном движении личный состав путем отказа в регистрации и выдачи ему соответствующих документов на транспортные средства спасательных воинских формирований МЧС России и прицепов к ним, в конструкцию которых внесены изменения, не имеющие документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также владельцев транспортных средств, которыми не исполнена установленная законодательством Российской Федерации обязанность по страхованию гражданской ответственности.

Предупреждение и учет ДТП

277. В целях предупреждения и профилактики ДТП в учреждении составляются годовой план мероприятий по предупреждению ДТП и годовой план проведения занятий с водителями, закрепленными за транспортными средствами.

278. В учреждениях и подразделениях МЧС России информация о ДТП с участием транспортных средств МЧС России регистрируется в журнале учета ДТП, оформляемому по рекомендуемому образцу согласно приложению № 32 к настоящей Инструкции.

Информация, зарегистрированная в журнале учета ДТП, в установленном порядке должна ежемесячно сверяться с данными ГИБДД.

Передача информации о ДТП из учреждения и подразделения МЧС России осуществляется в порядке подчиненности.

Объем передаваемой информации о ДТП и регистрируемой в журнале учета ДТП должен быть достаточным для составления статистической отчетности за определенный период.

Оперативная информация о ДТП с участием транспортных средств МЧС России, повлекших гибель людей, направляется в порядке подчиненности.

Территориальные органы и учреждения представляют статистическую отчетность о происшествиях с транспортом МЧС России в порядке подчиненности.

279. Отсутствие ДТП в учреждении не исключает необходимости постоянного проведения всего комплекса работ по их профилактике и предупреждению.

280. Техническая служба учреждения должна составлять отчеты о происшествиях с техникой и направлять их в вышестоящее учреждение:

ежеквартально – до 10 числа следующего за отчетным месяцем;

за год – до 10 января следующего за отчетным годом.

281. Управление составляет отчеты о происшествиях с техникой и направляет их в структурные подразделения:

ежеквартально – до 15 числа следующего за отчетным месяцем;

за год – до 15 января следующего за отчетным годом.

Классификация происшествий с техникой,

причины и мероприятия по их предупреждению

282. К происшествиям с техникой относятся случаи ДТП, а также отказы в работе, возникшие при проведении оперативных действий.

Основными видами ДТП с техникой являются столкновения, наезды на неподвижные препятствия, наезды на пешеходов, опрокидывания.

Причинами указанных ДТП являются: нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил движения задним ходом, неправильный выбор скоростного режима движения, ошибка маневрирования в ограниченных проездах (неверная оценка габаритов автотранспортной техники), нарушение правил обгона.

283. Работа по предупреждению ДТП организуется руководителями учреждений, начальниками технических служб, руководящим инженерно-инспекторским составом подразделений технического обеспечения в соответствии с утвержденными в установленном порядке обязанностями, командирами (начальниками) подразделений МЧС России и другими должностными лицами МЧС России, имеющими удостоверения старших машин.

284. Основными мероприятиями по предупреждению ДТП являются:

поддержание в подразделениях МЧС России высокого уровня дисциплины, организованности и ответственности личного состава за исправное техническое состояние техники;

обеспечение неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и требований нормативных и распорядительных документов МЧС России по вопросам вождения транспортных средств в особых условиях;

изучение водителями маршрутов следования и расположения (для водителей пожарных машин) водоисточников в районе выезда подразделения МЧС России;

информирование водителей и должностных лиц подразделений МЧС России, назначающихся старшими машин, об изменении оперативной обстановки перед заступлением их на дежурство и выполнением задач;

выявление и устранение причин, способствующих ДТП;

своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт техники;

соблюдение установленного порядка допуска водителей к управлению техникой;

проведение занятий с водителями (не реже одного раза в квартал с привлечением при необходимости в установленном порядке сотрудников ГИБДД) по изучению правил дорожного движения, материальной части транспортных средств и совершенствованию практических навыков вождения транспортных средств в сложных дорожных условиях, а также работе со специальными агрегатами.

Мероприятия по предупреждению ДТП со штатными транспортными средствами разрабатываются технической службой учреждения и включаются в план работы учреждений.

285. Отсутствие в учреждениях ДТП, поломок и неисправностей техники при выполнении оперативных действий не исключает необходимости постоянной работы по их предотвращению.

Мероприятия по охране труда, охране окружающей среды,

пожарной безопасности при техническом обслуживании,

ремонте, эксплуатации и хранении техники.

286. Мероприятия по охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности при техническом обслуживании, ремонте, эксплуатации и хранении техники осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по следующим основным направлениям:

неукоснительное соблюдение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда, охране окружающей среды, пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании техники, ремонте технологического, подъемно-транспортного, вентиляционного, санитарно-технического, отопительного и другого оборудования, механизмов, энергетических установок, паровых и водогрейных котлов, сосудов и аппаратов, работающих под давлением, транспортных средств и других потенциально опасных объектов;

соблюдение правил по охране труда, обеспечение безопасных условий и сокращение применения тяжелого физического труда;

соблюдение особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей (механиков-водителей и др.) техники;

уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу, недопущение сброса неочищенных сточных вод, загрязнения земли производственными и бытовыми отходами;

оснащение парков (гаражей) специальным оборудованием, приборами и системами для обнаружения вредных веществ и оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты и иным инвентарем;

иные профилактические мероприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: