ЛЕКЦИЯ № 5. Ориентирование на местности, сигналы, коды
Ориентирование - это умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, а также находить нужное направление движения и выдерживать его.
Основные способы ориентирования:
- по компасу;
- по Солнцу;
- по звездам, по Луне;
- по местным признакам.
В солнечный полдень направление тени в умеренных широтах Северного полушария указывает на север. Это направление можно определить по солнцу и часам. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между этой стрелкой и, направлением на 12 часов (летом на 1 час) будет линией «север-юг». До полудня юг будет справа от солнца, а после полудня – слева. Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде.
Направление на север и юг можно определить и по местным признакам:
- зимой снег больше подтаивает на южных склонах холмов (бугров) и северных скатах ям, канав и других углублений;
- лишайники и мхи гуще растут с северной стороны стволов деревьев;
|
|
- на смолистых деревьях (сосна, ель) в жаркую погоду с южной стороны выделяется больше смолы;
- лесные просеки обычно прорубают в направлениях север-юг и запад-восток;
- южный склон муравейника обычно более пологий, чем южный.
Направление движения выбирать надо по тропам и дорогам, вдоль рек и ручьев, по лесным просекам. Они, как правило, ведут к населенному пункту, хозяйственному или производственному объекту. Если есть компас и карта можно использовать метод движения по азимуту.
Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Она достигается содержанием дорог в соответствии с установленными требованиями и обустройством их объектами сервиса, исправным техническим состоянием и оборудованием транспортных средств, умелой организацией движения и строгим выполнением всеми участниками дорожного движения соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.
Организация и регулирование дорожного движения возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Регулирование производится сигналами светофоров и регулировщиков, а также дорожными знаками и дорожной разметкой.
Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы, пассажиры, работники ГИБДД, дорожные рабочие, а также транспортные средства. Их взаимодействие на дорогах регламентировано Законом РФ «О безопасности дорожного движения», который был принят в декабре 1995 года. Закон устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности дорожного движения, он предусматривает обязательное обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах.
|
|
Правила дорожного движения являются основополагающим документом. Все участники дорожного движения должны строго выполнять их требования.
Участникам дорожного движения запрещено загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно устанавливать (снимать) дорожные знаки, светофоры и другие технические средства, а также загораживать дороги и оставлять на них предметы, мешающие движению.
Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пешеходами также являются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед (мопед, мотоцикл), везущие санки (тележку, коляску).
Движение пешеходов производится по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочинам или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как по направлению движения транспортных средств, так и в противоположном направлении. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожки и обочин пешеходам можно идти по краю проезжей части навстречу движущемуся транспорту.
Переходить проезжую часть пешеходам разрешено по переходам, обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Автомобильную дорогу вне населенных пунктов следует переходить кратчайшим путем в местах, где она хорошо просматривается в ту и другую сторону. В местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком, совершать переход улицы (дороги) разрешается только по их сигналам.
Группы людей должны передвигаться по правой стороне проезжей части колоннами не более четырех человек в ряд. Впереди и позади колонны с левой стороны должны идти сопровождающие: днем – с красными флажками, а в темное время суток и при ограниченной видимости с зажженными фонарями (впереди – с белым, а позади – с красным).
Группы детей должны передвигаться в сопровождении взрослых и только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине, но только в светлое время.
Водитель – это лицо, управляющее транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
Управление велосипедом разрешено с 14 лет, а мопедом – с 16 лет. На велосипедах и мопедах можно двигаться по крайней правой полосе в один ряд или по обочине. Колонны велосипедистов должны быть разделены на группы (не более 10 человек каждая). Расстояние между группами должно составлять 80-100 м.
Водителям велосипедов и мопедов запрещено:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, за исключением ребенка до 7 лет, на дополнительном сиденье с надежными подножками;
- перевозить груз, мешающий управлению или выступающий по длине и ширине за габариты более чем на 0,5 м;
- двигаться по дороге при наличии велосипедной дорожки;
- поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с трамвайным движением или имеющих более одной полосы движения в одном направлении;
- осуществлять буксировку велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами.
На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой вне перекрестка водители велосипедов и мопедов должны пропустить транспортные средства, движущиеся по этой дороге.