Вопросы и задачи для самоконтроля

1. Какой кренящий момент и какой угол крена будет больше: при статическом действии ветра или при динамическом действии ветра (давление ветра одинаково)?

2. На сколько уменьшится метацентрическая высота судна при обледенении, когда масса льда 10 т и возвышение его центра тяжести 12 м? Первоначальная осадка судна d = 4 м, число тонн на см осадки qсм = 10 т/см и h = 0,6 м.

3. Определить значение кренящего момента от действия шквального ветра на судно давлением 1005 Па . Водоизмещение судна 2300 т, Аv = 1200 м2 , z = 8 м, d = 4м.

3.13 Грузовой план судна

В Кодексе торгового мореплавания Украины статья 146 «Размещение груза на судне», сформулирована следующим образом:

«Груз размещается на судне по усмотрению капитана, но не может быть помещен на палубе без письменного согласия страхователя, за исключением грузов, перевозки которых на палубе допускаются в соответствии с действующими правилами и обычаями.

Перевозчик несет ответственность за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне. Указания перевозчика относительно погрузки, крепления и сепарации груза обязательны для юридических и физических лиц, выполняющих грузовые работы».

Составление грузового плана — это сложная инженерная задача. От правильной загрузки судна зависит количество принятого груза, его со­хранность, а также безопасность самого судна, экономические показатели его работы, годовые производительность и провозоспособность. После­дние показатели определяют коэффициент использования как грузоподъемности, так и грузовместимости, норму грузовых работ и, следовательно, простои судна под грузовыми операциями. При неудачном размещении груза может оказаться нежелательный дифферент, слеминг, заливаемость, усиленная качка, и, вследствие этого, снижение скорости, увеличение опасности штормовых повреждений и возникновения аварийных ситуаций.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать основные условия размещения груза на судне:

- обеспечение требуемой посадки и остойчивости на всех этапах рей­са, исключая чрезмерную остойчивость;

- сохранение общей и местной прочности корпуса;

- максимальное использование грузоподъемности или грузовместимости в зависимости от удельно-погрузочной кубатуры груза;

- обеспечение максимальной производительности грузовых работ и сведение времени нахождения в порту к минимуму;

- обеспечение оптимального дифферента на переходах;

- исключение возможности порчи груза, смешения грузов из разных коносаментных партий;

- обеспечение благоприятной возможности проведения грузовых работ в промежуточных портах захода;

- как итог − получение максимальной прибыли в данных условиях фрахта за счет оптимальной организации морской перевозки.

Все это делает разработку грузового плана судна довольно трудоемкой операцией. Обычная последовательность при расчете загрузки судна следующая:

1. Определяется общее количество груза, который может быть размещен на судне в данном рейсе.

2. Исходя из условий максимального использования грузоподъемности (или при больших μ − грузовместимости) и наиболее возможного фрахта, производится подбор груза.

3. Производится распределение груза по трюмам и твиндекам с позиции остойчивости, прочности, необходимого дифферента; а также в зависимости от возможности совместной перевозки и обеспечения сохранности груза с учетом грузовых операций в промежуточных портах.

Грузовой план составляется до начала погрузочных работ. Для специализированных судов при разработке грузового плана, помимо общих требований, должны также учитываться и технология обработки грузов, и особенности размещения грузов, и особенности самого груза.

Для обычного судна составляются два грузовых плана − предварительный и исполнительный. Для специализированных судов их может быть и больше. Например, для судов с горизонтальным способом производства грузовых операций грузовой план (по его назначению, этапам разработки и прохождения) составляется в 3 этапа: ротационный, предварительный и исполнительный.

Ротационный грузовой план ролкера − это графическое изображение грузовых палуб судна, разделенных на блоки, в которых определены места и положение отдельных унифицированных грузовых мест. Каждому блоку и штатному месту присваивается определенный шифр, необходимый для планирования загрузки судна и информации о грузе портов захода. Этот план разрабатывается в конструкторском бюро проектировщиками и, в соответствии с ним, производится разметка палуб, устанавливается штатное оборудование для крепления грузовых мест. На основании ротационного плана составляются инструкция по загрузке судна и специальная таблица для расчета остойчивости.

Предварительный грузовой план разрабатывается до постановки судна под погрузку. При этом выделяются грузы по списку Правил МОПОГ (Международного кодекса морской перевозки опасных грузов − IMDG Code). Этот план включает расчеты дедвейта, метацентрической высоты, осадки и дифферента судна на момент отхода из базового порта.

Основными критериями оценки качества составления предварительного грузового плана является обеспечение безопасности плавания и сохранной перевозки грузов. По предварительному грузовому плану капитан обязан установить возможность его практического осуществления с учетом удовлетворения требований обеспечения остойчивости и возможной балластировки (как в порту погрузки, так и на протяжении рейса по мере расходования судовых запасов).

В процессе погрузки составляют исполнительный грузовой план,который отличается от предварительного отступлениями в результате неподачи запланированного груза, обнаруженными неточностями в расчетах, переадресовкой партий груза и т.п.

Исполнительный грузовой план соответствует фактической загрузке судна.Расчеты основных параметров этого плана, остойчивости, продольной прочности и посадки судна делают после окончания погрузки путем контрольного расчета. Указанные данные капитан должен сообщить и портнадзор до отхода судна в рейс.

При составлении грузового плана желательно использовать чертеж размещения грузов, в которых указаны объемы и координаты центров тяжести судовых помещений (танков, трюмов, твиндеков, балластных цистерн и т.п.).

3.13.1 Порядок составления грузового плана


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: