Исполнение решений иностранных судов (арбитражей) в Республике Беларусь

С развитием международных экономических отношений возрастает количество споров экономического характера между субъектами коммерческой деятельности разных государств в следствие чего особую актуальность приобретает вопрос о признании и исполнении решений иностранных судов, рассматривающих споры в сфере экономических отношений. Институт признания и дачи разрешения на исполнение иностранного решения на территории конкретного государства является эффективным инструментом защиты интересов резидентов такого государства.

Хозяйственные суды республики ежегодно рассматривают в среднем около 450 дел с участием иностранных субъектов хозяйствования (около 1% от общего числа рассмотренных споров),70 % из этого количества составляют споры с участием субъектов хозяйствования Российской Федерации.

Основная задача суда, в том числе, и хозяйственного, состоит в защите нарушенных прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Суд должен правильно и своевременно разрешить экономический спор и вынести обоснованное решение. Для хозяйственных отношений важно, чтобы решение по экономическому спору, вынесенное компетентным органом, судом одного государства, имело юридические последствия в другом государстве.

В Республике Беларусь споры с участием иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесены к компетенции хозяйственных судов Республики Беларусь. Как известно дела с участием представителей государств – участников Содружества Независимых Государств рассматривают хозяйственные суды областей и г.Минска, дела с участием представителей других государств – Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В настоящее время признание и исполнение иностранных судебных решений в Республике Беларусь регулируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (ХПК), рядом многосторонних и двусторонних международных договоров и соглашений, а также на основе принципа взаимности.

Республика Беларусь участвует в ряде многосторонних и двусторонних договорах, применяемых при признании и приведении в исполнение решений иностранных судов. Беларусь – участница Конвенции по вопросам гражданского процесса от 1.03.1954 г. (вступила в силу для Республики Беларусь – 26 июля 1967 г.), которая применяется к исполнению решений иностранных судов лишь в том случае, если они касаются уплаты судебных расходов. При разрешении вопросов о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов важное значение имеет Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (вступила в силу для Республики Беларусь - 1 февраля 1998 г.). Применяются также Конвенция, отменяющая легализацию официальных иностранных документов от 5 октября 1961 г., Конвенция о получении доказательств за границей по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г., Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений[5] (Нью-Йорк, 1958 г.) и др.

В рамках СНГ действуют следующие договоры и соглашения: Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (Москва, 17.01.2001), Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20.03.1992), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, (Минск, 22.01.1993), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 07.10.2002)[6].

Двусторонние соглашения по вопросам признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений заключены с Литовской Республикой, Латвийской Республикой, Китайской Народной Республикой, Республикой Польша, Социалистической Республикой Вьетнам, Венгерской Народной Республикой и др.

В случае, если Республикой Беларусь не заключен соответствующий договор с иностранным государством, то признание и приведение в исполнение таких иностранных судебных решений производится на основе принципа взаимности. Порядок приведения в исполнение иностранных судебных решений на основе принципа взаимности установлен ХПК, постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. N 21 " О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц " и др.

В Республике Беларусь решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения признаются и приводятся в исполнение хозяйственными судами в Республике Беларусь, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено законодательством или международным договором Республики Беларусь либо на основе взаимности.

Вопросы о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения решаются хозяйственным судом по заявлению стороны спора, рассмотренного иностранным судом, или стороны третейского разбирательства.

Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются взыскателем в хозяйственный суд в Республике Беларусь п о месту нахождения или месту жительства должника либо по месту нахождения имущества должника, если место нахождения или место жительства его неизвестны (ст. 246 ХПК).

В заявлениях о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения указываются: наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; наименование и место нахождения иностранного суда, принявшего решение, либо наименование, место нахождения и состав иностранного международного арбитражного (третейского) суда, принявшего решение; наименование взыскателя, его место нахождения или место жительства; наименование должника, его место нахождения или место жительства; сведения о решении иностранного суда или об иностранном арбитражном решении, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует взыскатель; требование о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения; перечень прилагаемых документов.

В заявлениях о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения могут быть также указаны номера телефонов и (или) факсов, адреса электронной почты взыскателя, должника, их представителей и иные сведения. К заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь, прилагаются: надлежащим образом удостоверенная копия решения иностранного суда, о признании и приведении в исполнение которого ходатайствует взыскатель; надлежащим образом удостоверенный документ, подтверждающий вступление решения иностранного суда в законную силу или подтверждающий, что оно подлежит исполнению до его вступления в законную силу, если это не указано в тексте решения; надлежащим образом удостоверенный документ, подтверждающий, что должник был своевременно извещен надлежащим образом о разбирательстве дела в иностранном суде, о признании и приведении в исполнение решения которого ходатайствует взыскатель; надлежащим образом удостоверенные доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление; документ, подтверждающий направление должнику копии заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда; надлежащим образом удостоверенный перевод документов, указанных в абзацах втором–шестом настоящей части, на один из государственных языков Республики Беларусь.

Рассмотрение ходатайства производится хозяйственным су­дом в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства.

Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного арбитражного решения рассматриваются в судебном заседании судьей хозяйственного суда единолично в срок не более 1 месяца со дня их поступления в хозяйственный суд по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, установленных данным Кодексом, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь (ст. 247).

Хозяйственный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела.

При рассмотрении дела хозяйственный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда, иностранное арбитражное решение по существу. В то же время в разных государствах регулирование вопроса о возможности пересмотра иностранного решения по существу на национальном уровне раз­личается[7].

Хозяйственный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда в целом или его части, если:

1. решение по праву государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу, если международный договор Республики Беларусь не допускает признания и приведения в исполнение решения до его вступления в законную силу;

2. сторона, против которой принято решение, не была своевременно извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения;

3. рассмотрение дела в соответствии с законодательством или международным договором Республики Беларусь относится к исключительной компетенции суда в Республике Беларусь;

4. имеется вступившее в законную силу решение суда в Республике Беларусь, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

5. на рассмотрении суда в Республике Беларусь находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или если суд в Республике Беларусь первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

6. истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен хозяйственным судом;

7. исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Республики Беларусь (ст. 248 ХПК).

По результатам рассмотрения заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения хозяйственный суд выносит определения.

Принудительное исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения производится в порядке, установленном ХПК, на основании исполнительных документов, выданных хозяйственным судом, вынесшим определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения.

Решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение могут быть предъявлены к принудительному исполнению в срок не более 3 лет со дня вступления их в законную силу. Если указанный срок пропущен, он может быть восстановлен хозяйственным судом по ходатайству взыскателя по правилам, установленным ХПК (гл.12).

***

Согласовывая условия контракта о юрисдикции, стороны должны представлять себе, как будет исполняться судебное или арбитражное решение. Если контрагенты не обладают информацией о действующих международных договорах и их статусе (в частности, о Нью-йоркской и Европейской конвенциях), в контракте желательно предусмотреть юрисдикцию государственного суда по месту нахождения ответчика, и решение этого суда будет исполнено в соответствующем государстве. Когда государства сторон участвуют в союзном договоре, соглашении о правовой помощи или иных договорах, в соответствии с которыми взаимно признаются и исполняются решения государственных судов по экономическим (хозяйственным) спорам, в контракте можно оговорить юрисдикцию любого из государственных судов участвующих государств.

Если же государства сторон и иные государства, в которых находится имущество должника, признают и исполняют арбитражные решения, вынесенные на иностранной территории, предпочтение необходимо отдать арбитражному разбирательству и включить в текст контракта арбитражную оговорку, предусматривающую передачу всех связанных с контрактом споров именно на рассмотрение арбитража. Участникам контракта при выборе рассматривающего спор органа также следует ознакомиться с его подходом к решению определенных проблем и практикой разрешения дел. Обзор рассмотренных дел можно найти в Интернете, бюллетенях и вестниках арбитражей, публикациях арбитров и т. д.


[1] Хозяйственным судом первой инстанции в срок не более 1 месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству должны быть рассмотрены дела: по спорам в отношении находящегося в государственной собственности имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд; по спорам о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведенных государственным органом, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра); по спорам, связанным с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; по спорам об исключении имущества из акта описи или освобождении его от ареста.

[2] Иными словами хозяйственные суды могут рассматривать дела и в случаях, предусмотренных международными договорами при наличии письменного (пророгационного) соглашения участников спора из других иностранных государств о передаче хозяйственного (экономического) спора в хозяйственный суд (ч. 1 п. 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. N 31 "О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц").

[3] Выбор хозяйственного суда Республики Беларусь, полномочного рассматривать спор, производится в соответствии со стст. 48, 52 ХПК, регулирующими вопросы подсудности дел хозяйственным судам.

[4] Поскольку свой юридической природе международный арбитражный суд является третейским судом необходимым условием возникновения компетенции международного арбитражного суда на рассмотрение дела является наличие заключенного сторонами договора о рассмотрении этого спора в данном арбитражном суде – третейского договора. Третейский договор о рассмотрении спора в международном арбитражном суде иначе называется арбит­ражным соглашением. Иногда термины «третейский договор» и «арбитражное соглашение» используются как синонимы.

[5] Республика Беларусь и Российская Федерация сделали оговорку о применении Конвенции 1958 г.только в отношении признания и приведения в исполнение решений, вынесенных на территории другого договаривающегося государства. В отношении решений, вынесенных на территории недоговаривающихся государств, Республика Беларусь и Россия применяют Конвенцию только в той мере, в какой данные государства признают режим взаимности.

[6] Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г., применяется, если эти правоотношения не урегулированы Киевским соглашением. А в отношениях с государствами, которые не являются ее участниками, применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

[7] Как отмечает И. Фисенко, в иностранных «...государствах вопрос исполне­ния решений белорусских судов решается исключительно на ос­новании их национального зако­нодательства, которое... требует обращения по это­му поводу в суд этого иностран­ного государства. При этом суд проводит ревизию решения на предмет его соответствия требо­ваниям, предъявляемым нацио­нальным законодательством к иностранным судебным решени­ям, что в некоторых странах (например, Франция, ФРГ, Бель­гия) практически приводит к по­вторному рассмотрению дела по существу. В ряде стран при этом принимается во внимание прин­цип взаимности, то есть решение будет признано и исполнено в иностранном государстве, если решение судов этого государства будет признано и исполнено в Беларуси».

Несмотря на положе­ния Нью-йоркской конвенции, участниками которой являются и США, и Республика Беларусь, ре­шения MAC Департа­ментом юстиции США не призна­ются и не исполняются со ссылкой либо на отсутствие «двухсторонне­го соглашения по судебной помощи между Соединенными Штатами и Республикой Беларусь», либо на то, что «ходатайствовать перед су­дом США о переводе денег вправе частный адвокат в пределах Соеди­ненных Штатов», либо еще на иные якобы препятствующие исполнению причины. На наш взгляд, ни одно из указанных выше об­стоятельств не соответствует ст. V названной Конвенции, которая со­держит исчерпывающий перечень оснований отказа в признании и приведении в исполнение ино­странного арбитражного решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: