Понятие реабилитационного пространства означает территориальную систему ведомств, служб, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск, организацию, профилактическую и реабилитационную активность среди несовершеннолетних.
6. Основные стратегии действий по предупреждению наркомании среди детей, подростков и молодёжи
Определение целей профилактики
1. Профилактика употребления психоактивных веществ
Цель – формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Контингенты – дети, подростки в школе, молодёжь в учебных заведениях, родители (семья), учителя, внешкольные подростковые, молодёжные коллективы и группы, дети на улице, неорганизованные группы населения.
Цель – формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Контингенты – семья (родители), учителя, дети, подростки в школьных коллективах, неорганизованные группы детей, дети на улицах, неорганизованные группы населения.
|
|
Цель – развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
Контингенты – дети, подростки и молодёжь в школьных коллективах и вне них, вузах, учителя, родители (семья).
2. Подготовка специалистов – тренеров из числа школьных психологов, социальных педагогов, школьных учителей.
Цель – формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков.
Контингенты – дети школьного и дошкольного возраста, молодёжь, родители, учителя, другие организованные и неорганизованные группы населения.
3. Изменение дезадаптивного поведения
Цель – формирование мотивации на изменение поведения.
Контингенты – дети, подростки и молодёжь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи, взрослого населения.
Цель – изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Контингент – дети, подростки и молодёжь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи и взрослого населения.
Цель – формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Контингент – сверстники и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).
4. Поощрение стремления к прекращению употребления наркотиков.
Цель – формирование мотивации на изменение поведения.
Контингенты – «труднодоступные» лица, употребляющие наркотики.
Стратегии профилактики
1. Профилактика, основанная на школе
2. Профилактика, основанная на семье
3. Профилактика в организованных общественных группах
4. Профилактика с помощью средств массовой информации
|
|
5. Профилактика, направленная на группы риска в школе и вне школы
6. Систематическая подготовка специалистов в области профилактики
7. Мотивационная профилактическая активность
8. (краткосрочные профилактические акции среди детей, подростков, молодёжи и других групп населения).
Методы профилактики
1. Программы формирования мотивации на изменение поведения (краткосрочные)
2. Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий
3. Коррекционные, модификационные программы
4. Программы подготовки специалистов и волонтеров в области профилактики (школьные психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, семейные врачи, сотрудники ОВД, консультанты, волонтёры)
5. Программы развития социально-поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы, сеть анонимных наркоманов)
7. Технологии профилактики
технологии первичной профилактики
1. Педагогические
2. Социальные
3. Медико-психологические
4. Медико-биологические
Социальные и педагогические технологии
Цель – информация, мотивация на здоровых образ жизни, социальная поддержка
Они осуществляются посредством
Воздействия средств массовой информации
Обучающих технологий
Альтернативным употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодёжной активности
Создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодёжные просоциальные организации и т. д.)
Антинаркотических мотивационных акций
Системы деятельности социальных работников и волонтёров
Системы ювенальной юстиции
Медико-психологические технологии
направлены на преодоление социально-психологического стресса
Цель – адекватная психологическая адаптация к требованиям социальной среды.
Развитие личностных ресурсов
Формирование социальной и персональной компетентности
Развитие адаптивных стратегий поведения
Формирование функциональной семьи
Медико-биологические технологии
Цель – определение генетических и биологических контингентов риска, коррекция риска на медицинском уровне.
Технологии вторичной профилактики
Социальные
Медико-психологические и психотерапевтические
Медико-биологические
Социальные технологии
Цель – профилактика развития заболевания (зависимости); психологическая и социальная адаптация
Формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков
Формирование мотивации на изменение поведения
Развитие проблем-преодолевающего поведения
Формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях
Медико-психологические и психотерапевтические технологии
Цель – выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости
Преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний
Осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности
Развитие когнитивных и поведенческих стратегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания)
Анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я – концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций, когнитивного развития, интернального локуса контроля, принятие ответственности за свою жизнь, своё поведение и его последствия, восприятие социальной поддержки, изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье, формирование психологической резистентности к давлению наркоманической среды.
|
|
Медико-биологические технологии
Цель – нормализация физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.
Технологии третичной профилактики
Цель – формирование социально - поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков).
Медико-психологические и психотерапевтические технологии
Тренинг профилактики рецидивов
Тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности
Тренинг когнитивного развития
Индивидуальная и групповая психотерапия, направленная на коррекцию личностных и средовых ресурсов адаптации.
Медико-биологические технологии
Биологическая терапия.
8. Профилактические программы для детей школьного возраста
При проведении этих программ необходимо создание условий открытого доверительного общения и творческой атмосферы работы, основная цель которой – формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению наркотиков.
Что должны включать в себя эти программы? Конечно информацию о действиях и последствиях употребления любых психоактивных веществ, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи употребление наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями совладания с ним. Однако эта информация ни в коем случае не должна предлагаться в лекционной или директивной форме, а осторожно и органично вплетаться в структуру основной программы на том этапе взаимодействия в рабочей группе, когда она уже может быть воспринята адекватно и имеет позитивный отклик. Очень важными в данных программах являются три ключевые направления: 1) осознание имеющихся ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения; 2) развитие этих ресурсов и 3) развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.
|
|
Какие собственные ресурсы необходимо помочь осознать ребёнку? Ребенок должен получить представление о себе, сформировать отношение к своим возможностям и недостаткам, собственной системе ценностей. Необходимо, чтобы ребенок понял свои цели и установки, возможность делать самостоятельный выбор, контролировать своё поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы; осознал умение оценивать ту или иную жизненную ситуацию и свои возможности контролировать ее, свои умения общаться с окружающими, сопереживать, принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку.
Какие личностные ресурсы необходимо развивать у подростков в ходе программы? Необходимо формировать самопринятие, позитивное отношение к себе и в то же время умение критически себя оценивать, позитивное отношение к возможностям своего изменения и развития, возможности совершать ошибки, но и исправлять их. Необходимо также развивать умение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя, ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их, контролировать своё поведение и изменять свою жизнь, умение анализировать своё состояние и отвечать на вопрос «Что со мной происходит и почему?» Необходимо также формировать умение сопереживать другим и понимать мотивы и перспективы их поведения, разрешать конфликтные ситуации, выражать чувства, принимать психологическую и социальную поддержку от других и оказывать её, принимать собственные решения.
В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных, честных, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия с младшими подростками должны проводится преимущественно в игровой форме, но и содержать в себе элемент серьёзной интеллектуальной и психологической работы. В рабочей группе необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, конфиденциальность, возможность открыто высказывать своё мнение и обозначать свою позицию, принимать на себя ответственность за активность и успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении заданий участниками и решений, принимаемых группой. Очень важным компонентом работы является выполнение домашних заданий, которые предназначены, прежде всего, для включения в профилактическую активность членов семьи, друзей. Это способствует улучшению взаимоотношений с представителями социальной среды и позволяет им включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни. Ещё одним важным компонентом в группе, где проводится профилактическая программа, является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представляет собой развивающуюся систему взаимоотношений, получения и осмысления информации и жизненного опыта. Члены группы в процессе её развития действуют по отношению друг к другу в направлении взаимного понимания и поддержки. Таким образом происходит развитие наиважнейших качеств личности, способствующих повышению социальной компетентности и эффективному процессу преодоления жизненных стрессов, высокому уровню развития личности, способности воспринимать и оказывать психологическую поддержку, эмпатийных и аффилиативных тенденций, способности искать, находить и получать поддержку от других, самим выбирать себе друзей и лиц, с которыми будет строиться процесс общения, то есть самому управлять своим поведением, эффективно решать социальные проблемы. Научившись развивать эти качества в себе, члены группы смогут обучить им других, например – друзей, членов семьи и т.д.
Программы профилактической работы с родителями
Целями этих программ является обеспечение родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров – родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической антинаркотической деятельности.
Задачами этих программ являются:
· Дать знания родителям о психологических особенностях ребёнка, подростка, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление (формирование семейного проблем-преодолевающего поведения).
· Помочь осознать собственные личностные, семейные и социальные ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.
· Определить направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов.
· Определить направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей. (Как взаимодействовать с ребёнком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись. Как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой).
· Обучить навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми.
· Выявить родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи.
· Вывить родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям. Обучить их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.
Программы профилактической работы с учителями
Программы строятся таким образом, что существенное место в них отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, аффилиации, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
Программы предусматривают теоретические и практические разделы, которые представляют собой лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.