Гостиничная деятельность не подлежит лицензированию, однако в соответствии со ст.6 закона о лицензировании, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, вправе передавать их органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это означает, что правила и порядок лицензирования гостиничной деятельности могут быть введены субъектами РФ или местными органами власти при выполнении оговоренных условий. В настоящее время правовым основанием лицензирования является Закон №128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Отнесение коллективных средств размещения к различным типам объектов, на которых осуществляется гостиничная деятельность, определяется нормативными правовыми актами РФ и города Москвы.
Гостиничная деятельность на территории города Москвы осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом.
|
|
В Устав гостиничного предприятия помимо основного вида деятельности могут быть включены без лицензии:
- Услуги ресторанов, оказываемые совместно с предоставлением места проживания;
- Предоставление услуг ресторана;
- Предоставление места для краткосрочного проживания в отелях, мотелях и гостиницах.
При этом лицензируется продажа алкоголя.
Помимо этих видов деятельности в Устав могут быть включены также такие виды деятельности, как:
- Организация предприятий общественного питания, открытие кафе, ресторанов, баров, столовых;
- Бильярд;
- Открытие магазинов и столовых;
- Торгово-закупочная деятельность;
- Коммерческая и посредническая деятельность и иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству, в том числе лицензируемые, однако последними можно будет заниматься только после получения лицензии.
При продаже алкогольной продукции требуется получать дополнительную лицензию.
Сертификация услуг в сфере гостиничной деятельности является добровольной. Чтобы иметь право называться гостиницей определенной категории с наличием соответствующих услуг, гостиница должна подтвердить основание присвоения ей определенной категории по существующей системе «звездности». Низшей ступенью сертификации гостиничных услуг является одна «звезда», а высшей – пять «звезд». Категория «звездности» гостиницы подразумевает отражение степени качества и набора предоставляемых ею услуг. Гостиница может изменить свою категорию и перейти на более высокую ступень звездности при условии подтверждения ею изменений в номерном фонде, улучшению состояния и площадей общественного пользования, введения дополнительных услуг и т.д., а также наоборот – может быть уменьшение категории «звездности» в связи с ухудшением условий проживания и обслуживания.
|
|
Для сертификации средств размещения (проживания) заявитель должен представить следующие документы:
- Устав (копия, заверенная нотариально или копия и оригинал).
- Свидетельство о регистрации (копия, заверенная нотариально или копия и оригинал).
- Справка Госкомстата.
- Справка БТИ.
- Акт государственной комиссии о приемке-сдаче здания в эксплуатацию.
- Договор аренды, субаренды, техпаспорт или документ на право собственности.
- Заключение УГПС проверки противопожарного состояния помещения предприятия предназначенного для проживания. (Заключение Госпожнадзора на момент сертификации. Акты приемки в эксплуатации, проверки работоспособности, обследования установок пожаротушения, пожарной, охранной или пожарно-охранной сигнализации на момент сертификации, Договор на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения, охранной, охранно-пожарной сигнализации и дымоудаления).
- Заключение органов Госсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии предприятия. (Акт санитарного обследования гостиницы Госсанэпиднадзора на момент сертификации).
- Акт санитарного обследования гостиницы Госсанэпиднадзора на момент сертификации.
- Санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и дезоратизации (Договор на проведение дезинфекции, дезинсекции и дезоратизации с подтверждением его выполнения (акт выполненных работ)).
- Акт приемки лифтов в эксплуатацию, акт-сертификат последнего свидетельствования лифтов.
- Договор на техническое обслуживание лифтов с подтверждением его выполнения.
- Журнал проверки технического состояния лифтов, технические паспорта лифтов.
- Договор на охрану средства размещения (при наличии собственной службы охраны – должностные инструкции ее сотрудников);
- План действий персонала в чрезвычайных ситуациях.
- План эвакуации и противопожарные памятки.
- Журнал прохождения медицинского осмотра персонала гостиницы, имеющего личные медицинские книжки.
- Медицинские книжки обслуживающего персонала.
- Должностные инструкции сотрудников предприятия, связанных с обслуживанием проживающих.
- Справка о кадровом составе с указанием специального образования.
- Договор с прачечной на обработку и стирку белья.
- Договор на вывоз ТБО (твердых бытовых отходов).
- Лицензии и сертификаты на предоставление услуг подлежащих лицензированию и обязательной сертификации.
- Перечень моющих средств, используемых для санитарной обработки номерного фонда с указанием ГОСТов (для отечественной продукции) и наличием гигиенического сертификата (для импортной продукции).
- Договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
- Договор с водоканалом на прием в городскую водоотводящую систему поверхностных нормативно-чистых и нормативно-очищенных производственных сточных вод с последующей их транспортировкой и очисткой.
- Для средств размещения, расположенных за городом: лицензия на право пользования недрами для добычи пресных подземных вод, протокол исследования качества природных и сточных вод, акт отбора проб воды на гидрохимический анализ, лицензия Госгортехнадзора на эксплуатацию объектов котлонадзора, экологический паспорт.
- Разрешение Комприроды на размещение отходов производства и потребления.
- Договор с Агентством по защите окружающей среды от ртутных и других токсичных загрязнений на организацию работ по вывозу и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов.
- Сертификат соответствия на услуги питания.
- Сертификат соответствия га услуги химической чистки.
- Сертификат соответствия на парикмахерские услуги.
При использовании гостиницей и структурными подразделениями продуктов, товаров, материалов, сырья, подлежащих обязательной сертификации, необходимо к договорам прикладывать сертификаты на данные материалы, которые обязана предоставлять сторона-поставщик.
|
|
Кроме национальной системы сертификации в сфере гостиничной деятельности существует большое количество международных добровольных систем сертификации, подтверждающих высокое качество гостиничных услуг. В любом случае, все действующие системы добровольной сертификации направлены на повышение качества предоставляемых услуг и обеспечение национального или мирового признания на рынке.
В разных странах используются более 30 видов классификаций гостиниц. Это связано с культурно-историческими особенностями развития в отдельных странах, различными критериями оценки качества обслуживания, национальными особенностями.
Самыми распространенными системами классификации гостиниц являются:
- Система звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, России, Турции и ряде других стран;
- Система букв, используемая в Греции; Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездочной гостинице и так на убывание. Гостиницам высшей категории присваивается категория «de lux»;
- Система «корон» или «ключей», характерная для Великобритании; чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» на «звезды», необходимо от общего числа корон отнять одну;
- Система разрядов и т.п.
В Италии официальной «звездной» шкалы нет, гостиницы дифференцируются по трем категориям: первую категорию условно можно назвать четырехзвездной, вторую категорию – трехзвездной и т.п.
В Испании существует своя система категоризации средств размещения: гостиницы – от 1 до 5 звезд, дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и пр. – от 1 до 4 звезд, постоялые дворы – от 1 до 3 звезд.
Если говорить о Европе, то для каждой страны характерна своя классификация гостиниц. Поэтому гостиницы, относящиеся к одной категории в разных странах могут иметь существенные отличия.
|
|
К неклассифицированным гостиницам и пансионам необязательно могут относится только самые худшие. Часть – это очень маленькие, уютные заведения, имеющие свой стиль и оригинальность.
В США и других странах Америки, не пользуются классификацией, принятой в Европе.
Уровень обслуживания определяется вхождением данного отеля в престижные гостиничные цепи такие, как «Хилтон», «Мариотт», «Рэлиссон», «Кемпински», «Холидей Инн», «Интерконтиненталь», «Рамада» и др. Торговый знак этих компаний является надежным подтверждением высокого уровня обслуживания. Кроме того, в настоящее время, в США применяется система «бриллиантов», аналогичных «звездам».
Гостиницы, входящие в гостиничные цепи, в том числе находящиеся в Европе, должны соответствовать критериям благоустройства и обслуживания, принятым в конкретной цепи.