Вопрос 2. Лицензирование и сертификация гостиничных предприятий

Гостиничная деятельность не подлежит лицензированию, однако в соответствии со ст.6 закона о лицензировании, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, вправе передавать их органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это означает, что правила и порядок лицензирования гостиничной деятельности могут быть введены субъектами РФ или местными органами власти при выполнении оговоренных условий. В настоящее время правовым основанием лицензирования является Закон №128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Отнесение коллективных средств размещения к различным типам объектов, на которых осуществляется гостиничная деятельность, определяется нормативными правовыми актами РФ и города Москвы.

Гостиничная деятельность на территории города Москвы осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом.

В Устав гостиничного предприятия помимо основного вида деятельности могут быть включены без лицензии:

  • Услуги ресторанов, оказываемые совместно с предоставлением места проживания;
  • Предоставление услуг ресторана;
  • Предоставление места для краткосрочного проживания в отелях, мотелях и гостиницах.

При этом лицензируется продажа алкоголя.

Помимо этих видов деятельности в Устав могут быть включены также такие виды деятельности, как:

  • Организация предприятий общественного питания, открытие кафе, ресторанов, баров, столовых;
  • Бильярд;
  • Открытие магазинов и столовых;
  • Торгово-закупочная деятельность;
  • Коммерческая и посредническая деятельность и иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству, в том числе лицензируемые, однако последними можно будет заниматься только после получения лицензии.

При продаже алкогольной продукции требуется получать дополнительную лицензию.

Сертификация услуг в сфере гостиничной деятельности является добровольной. Чтобы иметь право называться гостиницей определенной категории с наличием соответствующих услуг, гостиница должна подтвердить основание присвоения ей определенной категории по существующей системе «звездности». Низшей ступенью сертификации гостиничных услуг является одна «звезда», а высшей – пять «звезд». Категория «звездности» гостиницы подразумевает отражение степени качества и набора предоставляемых ею услуг. Гостиница может изменить свою категорию и перейти на более высокую ступень звездности при условии подтверждения ею изменений в номерном фонде, улучшению состояния и площадей общественного пользования, введения дополнительных услуг и т.д., а также наоборот – может быть уменьшение категории «звездности» в связи с ухудшением условий проживания и обслуживания.

Для сертификации средств размещения (проживания) заявитель должен представить следующие документы:

  1. Устав (копия, заверенная нотариально или копия и оригинал).
  2. Свидетельство о регистрации (копия, заверенная нотариально или копия и оригинал).
  3. Справка Госкомстата.
  4. Справка БТИ.
  5. Акт государственной комиссии о приемке-сдаче здания в эксплуатацию.
  6. Договор аренды, субаренды, техпаспорт или документ на право собственности.
  7. Заключение УГПС проверки противопожарного состояния помещения предприятия предназначенного для проживания. (Заключение Госпожнадзора на момент сертификации. Акты приемки в эксплуатации, проверки работоспособности, обследования установок пожаротушения, пожарной, охранной или пожарно-охранной сигнализации на момент сертификации, Договор на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения, охранной, охранно-пожарной сигнализации и дымоудаления).
  8. Заключение органов Госсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии предприятия. (Акт санитарного обследования гостиницы Госсанэпиднадзора на момент сертификации).
  9. Акт санитарного обследования гостиницы Госсанэпиднадзора на момент сертификации.
  10. Санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и дезоратизации (Договор на проведение дезинфекции, дезинсекции и дезоратизации с подтверждением его выполнения (акт выполненных работ)).
  11. Акт приемки лифтов в эксплуатацию, акт-сертификат последнего свидетельствования лифтов.
  12. Договор на техническое обслуживание лифтов с подтверждением его выполнения.
  13. Журнал проверки технического состояния лифтов, технические паспорта лифтов.
  14. Договор на охрану средства размещения (при наличии собственной службы охраны – должностные инструкции ее сотрудников);
  15. План действий персонала в чрезвычайных ситуациях.
  16. План эвакуации и противопожарные памятки.
  17. Журнал прохождения медицинского осмотра персонала гостиницы, имеющего личные медицинские книжки.
  18. Медицинские книжки обслуживающего персонала.
  19. Должностные инструкции сотрудников предприятия, связанных с обслуживанием проживающих.
  20. Справка о кадровом составе с указанием специального образования.
  21. Договор с прачечной на обработку и стирку белья.
  22. Договор на вывоз ТБО (твердых бытовых отходов).
  23. Лицензии и сертификаты на предоставление услуг подлежащих лицензированию и обязательной сертификации.
  24. Перечень моющих средств, используемых для санитарной обработки номерного фонда с указанием ГОСТов (для отечественной продукции) и наличием гигиенического сертификата (для импортной продукции).
  25. Договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
  26. Договор с водоканалом на прием в городскую водоотводящую систему поверхностных нормативно-чистых и нормативно-очищенных производственных сточных вод с последующей их транспортировкой и очисткой.
  27. Для средств размещения, расположенных за городом: лицензия на право пользования недрами для добычи пресных подземных вод, протокол исследования качества природных и сточных вод, акт отбора проб воды на гидрохимический анализ, лицензия Госгортехнадзора на эксплуатацию объектов котлонадзора, экологический паспорт.
  28. Разрешение Комприроды на размещение отходов производства и потребления.
  29. Договор с Агентством по защите окружающей среды от ртутных и других токсичных загрязнений на организацию работ по вывозу и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов.
  30. Сертификат соответствия на услуги питания.
  31. Сертификат соответствия га услуги химической чистки.
  32. Сертификат соответствия на парикмахерские услуги.

При использовании гостиницей и структурными подразделениями продуктов, товаров, материалов, сырья, подлежащих обязательной сертификации, необходимо к договорам прикладывать сертификаты на данные материалы, которые обязана предоставлять сторона-поставщик.

Кроме национальной системы сертификации в сфере гостиничной деятельности существует большое количество международных добровольных систем сертификации, подтверждающих высокое качество гостиничных услуг. В любом случае, все действующие системы добровольной сертификации направлены на повышение качества предоставляемых услуг и обеспечение национального или мирового признания на рынке.

В разных странах используются более 30 видов классификаций гостиниц. Это связано с культурно-историческими особенностями развития в отдельных странах, различными критериями оценки качества обслуживания, национальными особенностями.

Самыми распространенными системами классификации гостиниц являются:

  • Система звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, России, Турции и ряде других стран;
  • Система букв, используемая в Греции; Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездочной гостинице и так на убывание. Гостиницам высшей категории присваивается категория «de lux»;
  • Система «корон» или «ключей», характерная для Великобритании; чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» на «звезды», необходимо от общего числа корон отнять одну;
  • Система разрядов и т.п.

В Италии официальной «звездной» шкалы нет, гостиницы дифференцируются по трем категориям: первую категорию условно можно назвать четырехзвездной, вторую категорию – трехзвездной и т.п.

В Испании существует своя система категоризации средств размещения: гостиницы – от 1 до 5 звезд, дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и пр. – от 1 до 4 звезд, постоялые дворы – от 1 до 3 звезд.

Если говорить о Европе, то для каждой страны характерна своя классификация гостиниц. Поэтому гостиницы, относящиеся к одной категории в разных странах могут иметь существенные отличия.

К неклассифицированным гостиницам и пансионам необязательно могут относится только самые худшие. Часть – это очень маленькие, уютные заведения, имеющие свой стиль и оригинальность.

В США и других странах Америки, не пользуются классификацией, принятой в Европе.

Уровень обслуживания определяется вхождением данного отеля в престижные гостиничные цепи такие, как «Хилтон», «Мариотт», «Рэлиссон», «Кемпински», «Холидей Инн», «Интерконтиненталь», «Рамада» и др. Торговый знак этих компаний является надежным подтверждением высокого уровня обслуживания. Кроме того, в настоящее время, в США применяется система «бриллиантов», аналогичных «звездам».

Гостиницы, входящие в гостиничные цепи, в том числе находящиеся в Европе, должны соответствовать критериям благоустройства и обслуживания, принятым в конкретной цепи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: