Московский
Финансово-промышленный университет
«Синергия»
Кафедра ……………………………………………………….
Раздаточный материал
по теме:
«Нормативно-правовое обеспечение
Гостиничного бизнеса в России»
Москва 2013
Содержание
Аннотация
Тема 1. Правовые основы взаимоотношений гостиницы с потребителями...4
Вопрос 1. Законодательная база осуществления гостиничной деятельности …….4
Вопрос 2. Лицензирование и сертификация гостиничных предприятий…………….7
Вопрос 3. Взаимоотношения гостиничного предприятия с потребителями ……….11
Вопрос 4. Правомерность использования систем видеонаблюдения в гостиничных предприятиях РФ …………………………………………………………………………….16
Вопрос 5. Юридические аспекты взаимоотношений гостиниц с контрагентами…..18
Вопрос 6. Ответственность гостиничных предприятий перед потребителями …...23
Тема 2. Правовые основы взаимоотношений гостиничных предприятий с персоналом …………………………………………………………………………………25
|
|
Вопрос 1. Договорные отношения с персоналом гостиничных предприятий …….25
Вопрос 2. Юридические аспекты стимулирования работников ……………………..28
Вопрос 3. Материальная ответственность сотрудников предприятия …………….30
Вопросы к темам …………………………………………………………………..………..35
Аннотация
Гостиничный бизнес занимает важное место в современной экономике России, является динамично развивающимся и весьма прибыльным видом экономической деятельности.
Гостиничный бизнес, или деятельность гостиничных компаний по предоставлению размещения и связанного с ним обслуживания широкому кругу лиц, является деятельностью по оказанию гостиничных услуг.
При осуществлении данной деятельности возникают разнообразные и взаимосвязанные между собой отношения, которые подлежат правовому регулированию: это и отношения по поводу предоставления размещения и связанного с ним обслуживания с клиентами гостиницы, и отношения между гостиницей и ее сотрудниками, оказывающими услуги клиентам гостиницы.
В данном пособии подробно рассмотрены вопросы, изучив которые слушатель будет знать основные документы, регламентирующие гостиничную деятельность, порядок лицензирования и сертификации гостиничных услуг,
ТЕМА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСТИНИЦЫ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Вопрос 1. Законодательная база осуществления гостиничной деятельности
Правовой режим предпринимательской деятельности проявляется в структуре коммерческого законодательства, которое опирается на Конституцию РФ и другие нормативные акты. Нормативные акты коммерческого законодательства подразделяются по следующим основаниям: юридической силе, масштабу действий и назначению.
|
|
По юридической силе нормативные акты коммерческого права подразделяются на законы и подзаконные акты. В случае расхождения закона с подзаконным актом действует закон. Важнейшим законом коммерческого права является Гражданский Кодекс РФ. НА основании и в развитие действующего ГК РФ были приняты нормы гражданского права, которые содержатся в таких законах, как закон РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об основах туристской деятельности». Применительно к предпринимательской деятельности в законе «О предпринимательской деятельности» детально определяются обязанности предпринимателя перед обществом, в остальном, регулирование их деятельности в законе опираются на инициативу предпринимателей и договорное регулирование.
Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления. Так, 25 января 2011 года был издан приказ №35 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения».
В России деятельность гостиниц регулируется «правилами предоставления гостиничных услуг», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 года №490 с изменениями, внесенными 2 октября 1999года, 15 сентября 2000 года Постановлением Правительства РФ №693 (далее по тексту – Правила).
Данные правила были разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг.
Кроме Закона РФ «О защите прав потребителей» (№2300-1 от 7 февраля 1992 года) настоящие Правила разработаны с учетом требований, установленных также Законами России. К ним относятся: Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» с изменениями №12-ФЗ от 5 февраля 2007 года, Федеральный Закон «О предпринимательской деятельности в РФ» и обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющих гостиничные услуги, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В Правилах определены основные понятия, связанным с гостиничным бизнесом, а именно:
«Гостиница» - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг;
«Потребитель» - гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных. Домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
«Исполнитель» - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В своей деятельности гостиницы, имеющие предприятия общественного питания и бытового обслуживания, руководствуются также «Правилами оказания услуг общественного питания» в редакции Постановления Правительства РФ (№389 от 21 мая 2001 года), «Правилами бытового обслуживания населения РФ» (№1025 от 15 августа 1997 года).
Гостиничные предприятия различаются по вместимости, числу мест для проживания и числу номеров. В соответствии со стандартной классификацией средств размещения, разработанной экспертами Всемирной туристской организации, и принятой в международной практике, все средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются на предприятия гостиничного типа и специализированные.
В соответствии с ГОСТ Р 51185-9 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» к коллективным средствам размещения гостиничного типа относят:
|
|
- Гостиницы
- Мотели
- Клубы с проживанием
- Пансионаты
- Меблированные комнаты
- Общежития
К специализированным средствам размещения относятся:
- Санатории
- Профилактории
- Дома отдыха
- Туристские приюты, стоянки и т.п.
- Дома охотника (рыбака)
- Конгресс-центры
- Кемпинги
- Ботели
- Флотели
- Ротели.
К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи.
Правилами предоставления гостиничных услуг установлены основные требования к осуществлению гостиничной деятельности и пользованию их услугами, а также предусмотрен «Порядок контроля за их деятельностью, приостановление или прекращение гостиничной деятельности».
Под гостиничной деятельностью понимается деятельность хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), обладающих на законных основаниях имущественными правами на какое-либо малое коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.
Под малыми коллективными средствами понимают любые подчиненные единому руководству предприятия (гостиница, мотель, пансионат), в котором регулярно или эпизодически предоставляются услуги по размещению и проживанию в номерах с числом номеров не менее 5 и количеством мест не более 100.
Правила регулируют взаимоотношения между потребителями (гостями, проживающими в гостинице или имеющими намерение воспользоваться гостиничными услугами) и исполнителями гостиничных услуг, т.е. малыми гостиницами, мотелями, пансионатами.
Правила предназначены для использования органами лицензирования, сертификации, иными организациями, осуществляющими надзорные и контрольные функции в целях проверки и подтверждения безопасности и качества услуг, оказываемых при осуществлении гостиничной и туристической деятельности.