Понятие и методы разработки стратегии

Менеджмент отдельных сфер деятельности

2.1.

67. Стратегическое управление как всесторонний план достижения целей организации

Стратегическое управление ориентировано на поиск новых возможностей в конкурентной борьбе и обеспечение на этой основе перспективной выживаемости фирмы. В его рамках текущие действия организации направляются на подготовку к грядущим изменениям. Для этого конкретизируются и реализуются стратегии, выработанные в рамках стратегического планирования, нацеленные на развитие потенциала фирмы, захват рынков, осуществление инноваций и т.д.

Таким образом, речь идет о действиях в настоящем, предопределяющих будущее, а не действиях в будущем. Кроме того, в рамках стратегического управления происходит определение способов реакции фирмы на текущие изменения в среде. Опора при этом делается на прогноз ситуации, в условиях которой будет развиваться организация и ее окружение; выработку адекватной стратегии, обеспечивающей ее выживаемость в перспективе; персонал как ценнейший капитал фирмы; информационные системы, структурные перестройки.

Специфика стратегического управления определяется тем, что на первый план выделяется проблема развития, протекающего не равномерно, а с определенными перегибами, разрывами непрерывности, в условиях непредсказуемо меняющейся внешней среды.

Это требует от людей предпринимательского типа поведения, деловитости, энтузиазма, компетентности, умения ставить цели, организовать дело в соответствии с ними, гибкости, адаптивности.

Основными принципами стратегического управления являются:

1) ориентация на миссию организации, ее глобальные качественные цели, конкурентоспособность;

2) упорядочение среды, сегментация рынка и выбор приоритетов как основа выработки стратегии;

3) комплексность, предполагающая, что окружающая среда и фирма едины. Этот принцип реализуется при разработке основных целей и задач, программы реализации целей;

4) научность, базирующаяся на глубоком и всестороннем анализе внешнего окружения и потенциала фирмы.

Понятие и методы разработки стратегии.

Стратегия— общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега. Помимо знаний о стратегии, стратег должен обладать даром личностных качеств, таких как смекалка, «выдержка» (устойчивое движение к цели), гибкость ума (своевременность генерации и принятия решения). Невозможно стать стратегом, просто прочитав книжки о стратегии, и нельзя заниматься стратегией академично. Стратегия относится к области практической деятельности и проявляется только в практической деятельности. Поэтому о стратегии говорят, как об искусстве, в котором стратегия, как знание, является в роли инструмента, а стратег в роли творца. Личность и искусство стратега являются важными, порой главными элементами стратегии.

Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

Согласно Е. Кассельсу, стратегия — это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: