Http://www.webarhimed.ru/page-153.html
Тема 3 "ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ"
От общества к государству
Понятие общества и его признаки
Термин «общество» используется в различных словосочетаниях: «общество нумизматов», «социалистическое общество», «российское общество». Исходя из смыслового содержания, понятие общества имеет тройственный характер:
= определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности;
= определенный этап исторического развития;
= население конкретной страны.
Элементами-признаками общества являются:
а) обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;
б) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;
в) совместное удовлетворение интересов (потребностей) членов общества и понимание последними необходимости взаимодействия друг с другом;
г) регулирование поведения членов общества через установление самим обществом общеобязательных для всех его членов правил поведения;
д) наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.
|
|
Таким образом, общество — это обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены их совместными усилиями.
Первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда — низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свои усилия и труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну. Основной ячейкой первобытного общества был род.
Род — это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный, прежде всего, на кровном родстве, а не на общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.
Управление родом носило общественный характер, все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специальных органов, которые занимались бы только управлением общественными делами не было.
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями.
Обычай — это исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общины и закрепляли их равенство между собой.
|
|
Обычаи были одновременно нормами организации общественной жизни, нормами первобытной морали и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм. Понятие мононормы разрабатывалось историками первобытного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права. Под мононормойпонимают синкретизм социальных норм, т. е. нерасчлененное единство моральных, религиозных, правовых и т. п. норм.
Первобытные обычаи имели несколько характерных признаков:
♦ они исходили от рода, выражали его волю и интересы и передавались из поколения в поколение, нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, исполнявших их в силу привычки;
♦ они соблюдались добровольно; главной гарантией, обусловившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же несоблюдения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры. Применение этих мер входило в функцию общественной власти;
♦ в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
Причины появления государства
Долгое время причиной возникновения государства считался раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господством в юридической науке марксистско-ленинской методологии. Согласно ей, производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого увеличения производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечивать себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные Ценности, что влекло за собой имущественное неравенство. Так возникла частная собственность: общество раскололось на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый — изменить его. Старая родоплеменная организация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была: иная организация власти, которая смогла бы, во-первых, сохранить и поддержать господство одного класса над другим, во-вторых, обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма. Такой организацией и стало государство, обладавшее мощной силой, обособленной от общества.
Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Современная же юридическая наука считает, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. Однако первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства.
|
|
Типичным был путь возникновения государства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.
Важнейшей закономерностью процесса возникновения государства является неравномерность развития государственности у различных народов. Первые государства складывались там, где существовали более благоприятные условия для сравнительно быстрого роста общественного производства (Ближний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальнейшем распространяя свое влияние на сопредельные их территории и общества. Таким образом, решающее значение для времени и места появления первых государств имел географический фактор.
Основными причинами появления государства были следующие:
1. необходимость единого централизованного руководства массами и совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
2. необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем — к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
|
|
4. необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения воин государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.