От общества к государству

Http://www.webarhimed.ru/page-153.html

Тема 3 "ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ"

От общества к государству

Понятие общества и его признаки

Термин «общество» используется в различных словосочетаниях: «общество нумизматов», «социалистическое об­щество», «российское общество». Исходя из смыслового содержания, понятие общества имеет тройственный характер:

= определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности;

= определенный этап исторического развития;

= население конкретной страны.

Элементами-признаками общества являются:

а) обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;

б) постоянные интересы, связывающие всех членов общества;

в) совместное удовлетворение интересов (потребностей) чле­нов общества и понимание последними необходимости взаимодействия друг с другом;

г) регулирование поведения членов общества через установ­ление самим обществом общеобязательных для всех его членов правил поведения;

д) наличие организованной силы (власти), способной обес­печить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Таким образом, общество — это обособившаяся от природы часть матери­ального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходи­мость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетво­рены их совместными усилиями.

Первым пе­риодом истории человеческого общества была эпоха первобыт­нообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда — низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего су­ществования люди должны были объединять как средства производства, так и свои усилия и труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распреде­лялось поровну. Основной ячейкой первобытного общества был род.

Род — это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный, прежде всего, на кровном родстве, а не на общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

Управление родом носило общественный ха­рактер, все основные вопросы ре­шались на родовых собраниях. Специальных органов, кото­рые занимались бы только управлением общественными дела­ми не было.

Отношения между членами первобытного общества регули­ровались особыми правилами поведения — обычаями.

Обычай — это исторически сложившиеся правила поведе­ния, которые вошли в привычку в результате их многократ­ного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов об­щины и закрепляли их равенство между собой.

Обычаи были одновременно нормами организации обще­ственной жизни, нормами первобытной морали и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм. Понятие мононормы разрабатывалось историками первобыт­ного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права. Под мононормойпонимают синкретизм социальных норм, т. е. нерасчлененное единство моральных, религиозных, правовых и т. п. норм.

Первобытные обычаи имели несколько характерных при­знаков:

♦ они исходили от рода, выражали его волю и интересы и пе­редавались из поколения в поколение, нигде не фик­сировались и сохранялись лишь в памяти людей, исполняв­ших их в силу привычки;

♦ они соблюдались добровольно; главной гарантией, обусло­вившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждо­го члена общества с их предписаниями. В случае же несоб­людения обычаев к их нарушителям применялись репрес­сивные меры. Применение этих мер входило в функцию общественной власти;

♦ в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Причины появления государства

Долгое время причиной возникновения государства счи­тался раскол общества на классы с непримиримыми интере­сами. Такой подход был обусловлен господством в юридичес­кой науке марксистско-ленинской методологии. Согласно ей, производительные силы на определенном этапе своего разви­тия позволили достичь такого увеличения производительнос­ти труда, при котором стало возможным производство приба­вочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечивать себя средствами к существова­нию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные Ценности, что влекло за собой имущественное неравенство. Так возникла частная собственность: общество раскололось на иму­щих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуа­тируя других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами на­чалась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый — изменить его. Старая родоплеменная органи­зация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была: иная организация власти, которая смогла бы, во-первых, сохра­нить и поддержать господство одного класса над другим, во-вторых, обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма. Такой организацией и стало государство, обладавшее мощной силой, обособленной от общества.

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхож­дения государства является типичным и характерным для всех регионов. Современная же юридическая наука считает, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. Однако первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатичес­ких зонах для успешного земледелия необходимо было созда­ние больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, во­доподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существен­но превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства.

Типичным был путь возникновения госу­дарства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление.

Важнейшей закономерностью процесса возникновения го­сударства является неравномерность развития государственно­сти у различных народов. Первые государства складывались там, где существовали более благоприятные условия для срав­нительно быстрого роста общественного производства (Ближ­ний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальней­шем распространяя свое влияние на сопредельные их терри­тории и общества. Таким образом, решающее значение для времени и места появления первых государств имел географи­ческий фактор.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1. необходимость единого централизованного руководства массами и совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых от­раслей, разделением труда, изменением условий распределе­ния общественного продукта, обособлением социальных струк­тур, их укрупнением, ростом численности населения, прожива­ющего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

2. необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства кана­лов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем — к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

4. необходимость поддержания в обществе порядка, обес­печивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних госу­дарств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержа­нием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюда­ли нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, неспра­ведливые;

5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения воин государство обладает значительно большими возможнос­тями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: