Общество никогда не находится в состоянии покоя, а пребывает в постоянном движении. Диалектика рассматривает общество в этом постоянном изменении, т.е. изучает его как процесс.
Процесс – это последовательное изменение состояний какого-либо объекта.
Ряд философских наук предполагает, что общество развивается циклически, имеет замкнутый характер. Большинство философов в мире признает, что общественно-исторический процесс носит поступательный, т.е. линейно-направленный характер.
Общество имеет 2 направления: прогрессивное и регрессивное.
Поступательное, восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам называется прогрессом.
Нисходящее развитие, возвращение к отжившим традициям и устоям называется регрессом.
Критерием общественного прогресса являются показатели степени развития общества.
Материалисты считали основным показателем социального процесса уровень развития материального производства. Идеалисты признают главным критерием степень духовного развития общества – нравственность, просвещенность и др..
|
|
Принято считать, что существуют два основных типов социальной динамики -революционный и эволюционный. Эволюцией называют процесс постепенных, в основном количественных изменений.
Революцией называют коренные качественные изменения, скачкообразные перехода от одного состояния к другому.
При рассмотрении исторического процесса, важное значение имеет выяснение того – в чем смысл истории? В этом представляет интерес концепция американского историка Фукуямы. (Конец истории). С его точки зрения – конец подходит к концу, что “Я”человеческое достигло таких форм в социальном развитии, которое оно не сможет преодолеть. Говоря о конце истории Фукуяма имел ввиду, что якобы рыночная экономика и западная демократия символизируют венец человеческой истории.
Какова логика исторического развития?
Этот итог можно выразить следующим образом – это единая, равноправная и конкретная история любой страны – многовариантный.
Что касается природы многообразия вариантов развития это объясняется тем, что существуют многообразные исторические условия деятельности разных народов.
Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных источников и факторов общественного развития
Источником любого развития являются противоречия.
Факторами общественного прогресса называются движущие силы развития общества; их подразделяют на объективны е и субъективные.
К о бъективным факторам относят материальное производство, природные ресурсы, социальные ресурсы, науку и технику и т.д.
|
|
К субъективным относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, социальных групп, человечества в целом.
Основные формы общественного развития:
эволюция – процесс постепенных, в основном количественных, изменений;
революция – коренные, качественные изменения, скачкообразный переход от одного состояния к другому.
Гражданское общество и правовое государство.
Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.
Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».
К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.
Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.
Формационное и цивилизационное концепции
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
Те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности;
Те, кто видит определенную логику в истории. Считая историю целенаправленным, закономерным процессом.
Среди подходов к истории наиболее распространены:
Формационный;
Цивилизационный;
Культурологический и др..
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
|
|
В целом Маркс выделил пять формаций:
Первобытно-общинная;
Рабовладельческая;
Феодальная;
Капиталистическая;
Коммунистическая (социалистическая);
Достоинства формационного подхода -: понимание истории как закономерного объективного процесса. Глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.
Недостатки: неучет других факторов (культурных, национальных..), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975)
Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными.
К основным цивилизациям относятся::
Шумерская;
Вавилонская;
Минойская;
Эллинская;
Китайская;
Индусская;
Исламская;
Христианская и некоторые др..
Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:
Зарождение;
Рост;
Надлом;
Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Культурологиченский подход был предложен немецким философом О.Шпенглером (1880-1936).
Понятие «культура» у Шпенглера близко к понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» Шпенглера имеет другое значение.
Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Шпенглер выделил 8 культур:
Индийская;
Китайская;
Вавилонская;
Египетская;
Античная;
Арабская;
Русская;
Западно-европейская.
Вопросы для самопроверки
1.Какое определение общества дается в социальной философии?
2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
|
|
3. Что такое общественно-исторический процесс?
4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.