Действенной мерой по профессиональной интеграции инвалидов в трудовую жизнь является практика введения на предприятиях специальных квот приема на работу инвалидов. Показателен в этом отношении опыт, накопленный в Германии, Швеции, других странах Европейскою Союза, где в настоящее время проживает около 40 млн. инвалидов, из них от 43% до 54% находятся в трудоспособном возрасте и по оценочным данным около 19 млн. нуждаются в трудоустройстве.
Так, в ФРГ установлена квота для рабочих мест для трудоустройства инвалидов (6%) и обязанность выплаты денежного штрафа в случае невыполнения положенной квоты (200 марок ежемесячно за каждое незанятое место). Эту квоту должны выполнять все предприятия и общественные учреждения, штат которых превышает 15 человек. Для того, чтобы инвалиды могли сохранить свое рабочее место, существует порядок, по которому увольнение может произойти лишь с согласия особого органа исполнительной власти. Выплачиваемые работодателями денежные штрафы за невыполнение обязательств по предоставлению инвалидам рабочих мест стекаются в особый фонд и могут быть использованы только в целях трудовой и профессиональной реабилитации инвалидов.
Подобные квоты установлены также во Франции - 6%, Австрии - 4%, Англии, Греции, Ирландии - по 3%, Италии и Испании - по 2% (квоты отсутствуют в Швеции, Финляндии, Дании, Бельгии). ФРГ выступает с инициативой разработки и принятии единого для государств - членов ЕС минимального социального стандарта, определяющего занятость инвалидов. Такой стандарт, по мнению Правительства ФРГ, мог бы способствовать существенному улучшению ситуации с трудоустройством инвалидов в странах ЕС.
Стандарт должен определять содержание 5 важнейших направлений в сфере содействия занятости инвалидов:
- техническое оснащение рабочих мест;
- возможность доступа к рабочим местам;
- индивидуальное профессиональное обучение под конкретное рабочее место;
- защита от незаконных увольнений;
- развитие служб профориентации, профконсультации и содействия трудоустройству.
В нашей стране с целью содействия в трудоустройстве, на ряде предприятий и учреждений также может быть введена квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Механизм введения квоты определяется Правительством Российской Федерации.
9.2. Занятость женщин
Из 180,8 тысяч человек обратившихся в течение года для поиска работы в Государственную службу занятости женщин было 95.2 тысячи человек или 52.7%. Численность трудоустроенных женщин была пропорциональна численности обратившихся - 49.9 тысяч человек или 52,4% от всех трудоустроившихся. Из числа обратившихся, по принадлежности к занятости, из 51,4% занятых женщин сменили работу 48,8% от общего числа трудоустроенных занятых граждан. Из 135880 незанятых граждан, обратившихся в службу занятости - 79695 женщин, что составляет 58,6% от общего числа незанятых граждан. Нашли работу 35114 женщин или 55% от числа трудоустроенных. Также следует отметить, что из 67,7% женщин, уволенных в связи ликвидацией организации, либо сокращения численности или штата работников организации (всего по этой статье уволено было 12538 человек), вновь трудоустроились 2512 женщин или 65,5% от 3834 трудоустроенных граждан.
Если судить обо всем предложении рабочей силы в экономику по численности и составу обратившихся в ГСЗ, то можно считать, что в составе всех принятых в экономику женщин (реализованное предложение женщин) было:
· - женщин-рабочих - 43,9 %
· - женщин-служащих - 70,5 %
· - женщин, ищущих работу впервые - 45,8 %
· - женщин, имеющих длительный перерыв в работе - 67,2 %
· - женщин-пенсионеров - 53,6 %
· - женщин-инвалидов - 55,3 %
· - девушек в возрасте 16-19 лет - 53,8 %
Несколько изменились численность и состав женщин, регистрируемых в качестве безработных. Если на 31.12.2003 года в составе всех безработных женщин было 75 %, то на 31.12.2004 года их стало 72 %. Продолжительность безработицы женщин составила 4,9 месяцев (при общей продолжительности 4,8 месяцев). На 01.01.2005 года число безработных в Санкт-Петербурге составляет 19941 человек, в том числе женщин - 14360 или 72% (См. таблицу 9).
Таблица 9.1
Основные показатели, отражающие деятельность Управления федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу по оказанию содействия занятости женщин:
№ | Наименование показателя | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
1. | Обратилось в поиске работы женщин (в % от общего числа обратившихся) | 76 813 (55%) | 96 736 (55%) | 106 702 (55%) | 93 213 (56%) | 98662 (54,6%) |
2. | Трудоустроено женщин (в % от общего числа трудоустроенных граждан) | 37 905 (54%) | 47 005 (55%) | 51 448 (52%) | 46 462 (54%) | 38 716 (52%) |
3. | Направлено на профобучение женщин (в % от общего числа направленных на профобучение граждан) | 5 800 (79%) | 5 338 (81%) | 3 502 (80%) | 3 531 (83%) | 3 564 (84%) |
4. | Оформлено на досрочную пенсию женщин (% от общего числа оформленных на досрочную пенсию) | 942 (88%) | 536 (93%) | 337 (91%) | 329 (81%) | 386 (85%) |
5. | Состоит безработных женщин на конец отчетного периода (в % от общего числа безработных) | 12 862 (75%) | 13 094 (74%) | 16 816 (76%) | 14 462 (75%) | 14360 (72%) |
По своему составу безработные женщины распределяются следующим образом:
Таблица 9.2