Понятие субстанции находится в тесной связи с понятием бытия:
· если понятие бытия обозначает существование чего-либо, то понятие субстанции раскрывает, что является основой всего существующего;
· понятие бытия предполагает единство вещей, явлений, процессов, состояний через их общий признак – существование, понятие субстанции раскрывает единый источник возникновения вещей, явлений, процессов, состояний.
Проблема субстанции получила наибольшую разработку в философииНового времени: сложились онтологическая и гносеологическая линии.
Онтологическая линия. Субстанция – предельное, конечное основание бытия, позволяющее сводить чувственное многообразие существующего и изменчивость его свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. По Р.Декарту и Б.Спинозе, субстанция должна быть причиной самой себя – вечной, существовать благодаря самой себе. Однако возникли разногласия по вопросу количества субстанций и свойств субстанции.
|
|
УЧЕНИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | РАЗНОВИДНОСТИ | ИДЕЯ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
Монизм | Существует только одна субстанция, образующая основу бытия | Материалистический | Этой субстанцией является материя | Фалес, Гераклит, Д.Бруно, Б.Спиноза, Ф.Энгельс |
Идеалистический | Этой субстанцией является сознание (дух) | Платон, Августин, Фома Аквинский, Г.В.Ф.Гегель | ||
Диалектический | Субстанция находится в изменении и развитии | Гераклит, Д.Бруно, Г.Гегель, Ф.Энгельс | ||
Метафизический | Эта субстанция неподвижна, неизменна | Б.Спиноза | ||
Дуализм | Существуют две равноправные, независимые и противоположные субстанции – материя и дух | Онтологический | Исходит из противопоставления этих двух субстанций | Р.Декарт |
Гносеологический | Исходит их противопоставления познающего субъекта объекту | Д.Юм, И.Кант | ||
Плюрализм | Существует множествонезависимых друг от другасубстанций как основы бытия | Материалистический | Эти субстанции являются материальными | Эмпедокл |
Идеалистический | Эти субстанции являются духовными | Г.Лейбниц |
Гносеологическая линия. Она была начата Д.Локком: субстанция – это одна их сложных, абстрактных идей разума, которая не может быть результатом только индуктивного обобщения. Д.Беркли отрицал существование материальной субстанции в пользу существования духовной. Д.Юм отвергал существование и той, и другой, и видел в понятии субстанции лишь ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И.Кант полагал, что понятие субстанции необходимо для теоретического объяснения явлений: оно является основой единства восприятий, т.е. опыта. Для некоторых течений западной философии XX века характерно негативное отношение к понятию субстанции: для неопозитивизма это понятие является элементом обыденного сознания, проникшего в науку, способом неоправданного удвоения мира.
|
|