1. Понятие общества. Специфика бытия общества.
В XVII-XVIII веках в Новое время в трактовке общества получил распространение механицизм: общество – это своего рода «машина», совокупность людей как социальных «атомов» (Т.Гоббс, французские Просветители). В XIX веке возник органицизм: общество является живым организмом, а его социальные институты подобны органам живого тела с их функциями (Г.Спенсер).
В этих подходах утверждалось, что у общества нет законов, отличающих его бытие от природных законов. К.Маркс первым показал, что законы функционирования и развития общества специфичны, не тождественны законам природы.
Общество, во-первых, – это обособившаяся от природы, но открытая ей часть материального мира, форма коллективной деятельности людей.
О.Конт, возражая теории общественного договора, утверждал, что общество – это результат действия исторического закона формирования сложных и гармоничных систем. Г.Гегель тезису Т.Гоббса о «войне всех против всех» противопоставил тезис о гражданском обществе как формы «зависимости всех от всех». В органицизме тоже обнаруживается идея системности общества. К.Маркс утверждал, что общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму отношений, в которых они находятся по отношению друг к другу.
Общество, во-вторых, – это социальная система, состоящая из людей, общественных отношений между ними, социальных институтов.
Общество следует отличать от некоторых похожих образований:
Во-первых, от социальной общности – совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и обладающая рядом общих черт, придающих ей своеобразие. Виды социальных общностей:
· неэтнические – семья и община;
· этнические – род, племя, народность и этнос.
Социальные общности возникли в значительной мере стихийно в результате длительного сосуществования людей на одной территории, тесных контактов между ними; общество же предполагает целенаправленную программу своего функционирования и развития. Все социальные общности входят в структуру общества: общество – понятие более широкое, чем социальная общность.
Во-вторых, общество необходимо отличать от биологических сверхорганизмов (улей, муравейник, стадо). Согласно теории социобиологии, между обществом и такими объединениями в живой природе принципиальных различий не существует (в обоих случаях – коллективный труд, разделение труда). На самом деле обществу присущи только ему специфичные черты.
СРАВНЕНИЕ | «СВЕРХОРГАНИЗМ» | ОБЩЕСТВО |
Регуляция отношений | Отношения между особями регулируются генетически заданными правилами, которые, как правило, не нарушаются | Поведение людей регулируется системой ценностей и норм, которые передаются не генетически, а в рамках культуры как социальной памяти |
Спектр отношений | Отношения между особями являются чисто биологическими | Формируется слой надбиологических отношений, связанных с удовлетворением не биологических потребностей людей (отношения собственности); отношения в обществе богаче и шире |
Коммуникация | Особь с особью непосредственно не связана, имеет место отношение доминирования: лидер определяет поведение особей, их иерархию, а само лидерство зависит от биологических факторов | Люди связаны между собой непосредственно общением, огромную роль играют коммуникативные системы и, прежде всего, язык как речь; имеющееся отношение лидерства определяется не биологическими, а социальными качествами личности |
Характер действий | Животное активно и способно совершать определенные действия, но эта активность зависит от генетических, биологических факторов | Люди способны к деятельности как целенаправленной активности, что невозможно без сознания; в обществе существует общественное сознание как источник коллективных целей |
Образ жизни | У животных он изменяется в зависимости от биологической эволюции: животное существует в имеющейся среде и выйти за ее рамки не может | У людей он изменяется вне зависимости от биологической эволюции: люди благодаря труду и творчеству создают для себя благоприятные условия существования в окружающей среде |