Проблема 1 – социальной закономерности. Социальная закономерность – объективная, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни, характеризующая магистральное направление развития общества (Аристотель, А.Августин, Дж.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, О.Конт, К.Маркс).
Закономерные, направленные, прогрессивные изменения в обществе в ходе его исторического развития признавали философы-детерминисты.
По Г.Гегелю, история – «прогресс духа в сознании свободы», который развертывается через «дух» народов, сменяющих друг друга в истории по мере выполнения своей миссии. Объективная закономерность прокладывает себе дорогу независимо от желания отдельных лиц: это «хитрость Мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами для достижения своих целей.
Согласно марксизму, развитие общества является процессом естественно-историческим: этот процесс объективен и закономерен, как и природные процессы, но является результатом коллективной деятельности людей. Однако законы истории носят не субъективный, а объективный характер: они создаются людьми, которые затем подчиняются им как чему-то сверхиндивидуальному.
|
|
Понятие общественно-экономической формации позволяет обнаружить в истории общую закономерность, поступательно-прогрессивный характер ее динамики. В истории существуют законы разной степени общности. Общие проявляются на всех этапах истории (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил); действующие в определенных формациях (классовая борьба в антагонистических обществах); свойственные отдельной формации (закон производства прибавочной стоимости при капитализме).
Сравнение | Природные закономерности | СОЦИАЛЬНЫЕ закономерности |
Время | Вечны, как и сама природа | Возникли вместе с обществом |
Механизм реализации | Действуют независимо от сознания и воли людей | Вырабатываются только людьми в ходе их коллективной деятельности |
Характер | Динамические и статистические | Преобладают статистические |
Степень точности | Динамические: реализуются неукоснительно, статистические – предполагают вероятность и случайность | Не столь неукоснительны и точны, учитывая свободу человека, его способность к совершению выбора |
Уникальность | Постоянно повторяются | Нет однозначных повторений |
Философы-индетерминисты отрицали закономерность и направленность изменений, общественный прогресс. В.Дильтей и неокантианцы В.Виндельбанд и Г.Риккерт разграничили «науки о природе» и «науки о духе (культуре)». В первых, в отличие от вторых, невозможно обобщение, выявление закономерности, «науки о духе» имеют дело с единичными и уникальными явлениями. Эта мысль воплотилась в идее О.Шпенглера о несравнимости локальных культур.
|
|
К.Поппер в труде «Нищета историцизма» философию истории К.Маркса расценил как «историцизм», основанный на масштабных обобщениях, пророчестве, предопределении. Свой подход К.Поппер назвал «антиисторицизмом».
Этот подход отрицает универсальные исторические законы, цель и смысл истории, единую историю человечества, общественный прогресс. Прогресс как движение к некоторой цели возможен только для людей, но не для истории. Прогрессировать могут только человеческие индивидуумы, защищая институты демократии, от которых зависит свобода. История может быть истолкована и как прогрессивный процесс (борьба с рабством), и как регрессивный (расизм). Прогресс относителен, не существует его объективных критериев. Марксизм же абсолютизирует прогресс как историческую неизбежность.