Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственные товарищества и общества относятся к числу основных коммерческих юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Их общими признаками ст. 66 ГК называет разделенный на доли (вклады) учредителей (участников) уставный (складочный) капитал и принадлежащее им право собственности на имущество, образованное в результате внесения вкладов и в процессе деятельности юридического лица. Хозяйственные товарищества и общества обладают общей правоспособностью. К хозяйственным товариществам относятся полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество). Хозяйственными обществами признаются общество с ограниченной ответственностью (его разновидность – общество с дополнительной ответственностью) и акционерное общество.

В товариществах большее, чем в обществах, значение имеют личные отношения участников, их взаимное доверие в осуществлении предпринимательской деятельности. Отсюда более тесная связь участников с товариществом, солидарная ответственность по его обязательствам, в том числе и личным имуществом. Поэтому считается, что товарищество – это, прежде всего, персональное объединение (объединение лиц), тогда как для хозяйственного общества первостепенное значение имеет объединение капиталов. Имеется и ряд других существенных признаков, отличающих товарищество от общества (ст. 136).

Правовое регулирование отношений хозяйственных товариществ и обществ с другими субъектами гражданского оборота и внутренних отношений между их участниками строится в ГК с учетом практической значимости отдельных организационно-правовых форм. Поскольку полные и коммандитные товарищества нечасто встречаются в практике хозяйственной жизни, законодатель не считал необходимым детальное нормативное регулирование в посвященных им специальных законах. Нормы ГК определяют главные характеристики товариществ и дают возможность детализировать регулирование в локальных корпоративных нормативных актах, каковыми для полного и коммандитного товариществ является учредительный договор (ст. 70 и 83 ГК). Внутренние и внешние отношения обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ ГК регулирует, устанавливая наиболее общие, принципиальные положения, которые должны быть, развиты и дополнены специальными законами – законом об обществах с ограниченной ответственностью и законом об акционерных обществах. И уже в рамках ГК и указанных законов правовое регулирование осуществляется локальными актами, т.е. уставными документами. В обществах с ограниченной ответственностью учредительным договором и уставом, в акционерных обществах уставом. Соответствующие законы приняты: Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 1998 г., Федеральный закон «Об акционерных обществах» в 1995 г. Таким образом, расширена область правового регулирования организации и деятельности, наиболее распространенных в российской практике коммерческих организаций.

2. Участниками товариществ и обществ могут быть граждане и юридические лица, включая также другие товарищества и общества. Однако ст. 66 ГК устанавливает некоторые ограничения. Граждане могут быть участниками полного товарищества и полными товарищами в товариществе на вере только в том случае, если они имеют статус индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК). Граждане вправе быть вкладчиками в товариществах на вере, участниками обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Коммерческие юридические лица могут входить в хозяйственные товарищества и общества в качестве учредителей и участников. Учреждения, финансируемые собственником и созданные для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, могут входить в состав хозяйственных обществ и являться вкладчиками в товариществах на вере только с разрешения собственника. Так, в соответствии со ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Законом РФ от 9 октября 1992 г. (ст. 137), государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставами, в частности принимать долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретать акции, становясь, таким образом, участниками акционерных обществ, акционерами. Такое же правило содержится в ст. 47 Закона РФ «Об образовании» (ст. 138). Включение в устав соответствующих пунктов означает разрешение собственника на участие в определенной предпринимательской деятельности.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, за исключением случаев, предусмотренных законом. Участие указанных органов в полных товариществах и товариществах на вере в качестве полных товарищей вообще исключено (п. 4 ст. 66 ГК).

3. Одной из организационных форм деятельности являются финансово-промышленные группы (ФПГ), действующие в основном на базе Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» (ст. 139). ФПГ представляет собой совокупность юридических лиц, объединивших на договорной основе свои материальные и нематериальные активы для достижения определенной хозяйственной цели – реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства. ФПГ не является юридическим лицом. Основой такого объединения может быть договор о совместной деятельности (простого товарищества) или, как указывает закон, отношения основных и дочерних обществ. Участниками ФПГ являются заключившие договор юридические лица и учрежденная ими центральная компания ФПГ, наделенная правами юридического лица, выполняющая от имени участников определенные договором функции в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ. Наименование «центральная компания» не обозначает ее организационно-правовую форму. Центральная компания может быть создана в форме хозяйственного общества – акционерного или общества с ограниченной ответственностью. По своим обязательствам она отвечает самостоятельно, но если эти обязательства возникли в результате участия в деятельности ФПГ, участники ФПГ несут солидарную ответственность.

Хозяйственными товариществами и обществамипризнаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Формы хозяйственных товариществ:

- полное товарищество;

- товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Формы хозяйственных обществ:

- акционерное общество;

- общество с ограниченной ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:

- участвовать в управлении делами товарищества или общества, за исключением предусмотренных законом случаев;

- получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке;

- принимать участие в распределении прибыли;

- получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества или общества обязаны:

- вносить вклады в порядке, в размерах, в сроки и способами, которые предусмотрены учредительными документами;

- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества и общества.

2. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной, иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной, иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие может быть основано на праве хозяйственного ведения (хозяйственной самостоятельности) и на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Имущество предприятия на праве хозяйственного ведения может принадлежать Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Имущество казенного предприятия является федеральной собственностью.

3. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

4. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)признаетсяучрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по его обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов (определяется учредительными документами). При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

5. Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и только несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать указание на то, что общество является акционерным. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанное право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО).Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Число акционеров открытого общества не ограничено. В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом закрытого общества может быть предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции. В случае, если акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права, предусмотренный уставом общества, должен быть не менее 10 дней со дня извещения акционером, намеренным продать свои акции третьему лицу, остальных акционеров и общества. Срок осуществления преимущественного права прекращается, если до его истечения от всех акционеров общества получены письменные заявления об использовании или отказе от использования преимущественного права. При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества и (или) общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Уступка указанного преимущественного права не допускается. Число участников закрытого акционерного общество не должно превышать числа, установленного законом об акционерным обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные выше.

6. Возникновение и прекращение юридических лиц.

Согласно ГК, в отличие от ранее действовавшего законодательства, все юридические лица в принципе возникают в явочном (нормативно-явочном) порядке. Они подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном специальным законом о регистрации юридических лиц, и внесению в единый Государственный реестр юридических лиц (ст. 51). При регистрации целесообразность создания юридического лица не проверяется, и в регистрации может быть отказано только в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия закону его учредительных документов. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК).

Явочный (нормативно-явочный) порядок состоит в том, что государство не вправе отказать в регистрации юридического лица, если оно создано и организовано в соответствии с требованиями норм действующего права. Отсюда и его название. Нормативно-явочному порядку противостоит разрешительный, при котором государство вправе проверять целесообразность создания данного юридического лица и может отказать в регистрации, если считает его создание нецелесообразным.

Явочный (нормативно-явочный) порядок не исключает необходимости получения специальной лицензии для определенных видов деятельности, но и в этом случае орган, выдающий лицензию, проверяет только соответствие заявителя требованиям закона в отношении данного вида деятельности и не может отказать в ее выдаче, ссылаясь на то, что считает нецелесообразным осуществление данной деятельности данным лицом. Однако принципиальное принятие нормативно-явочного порядка не исключает возможности установления специальным законом требования получить, в определенных нормой этого закона случаях, согласие государства на создание юридического лица.

Прекращение юридических лиц возможно в виде (форме) их реорганизации или ликвидации, причем реорганизация юридического лица не всегда влечет его прекращение.

Реорганизацией юридических лиц закон (ст. 57 ГК) называет их слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование; под преобразованием юридического лица понимается изменение его организационно-правовой формы (п. 5 ст. 58).

При слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций – юридических лиц – и на их базе образуется новое юридическое лицо. При присоединении одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое. При разделении на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. При выделении возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает существование. При преобразовании преобразуемое юридическое лицо прекращает существование и на его базе возникает новое. Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в двух из них – при разделении и преобразовании – наряду с прекращением имеет место возникновение нового (слияние и преобразование) или нескольких новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение нового юридического лица.

Согласно ст. 57 ГК, реорганизация юридического лица, по общему правилу, может быть осуществлена по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то его учредительными документами. Однако в случаях, предусмотренных специальными законами, разделение или выделение может иметь место и по решению уполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение и преобразование – только с их согласия. Так, ст. 19 уже упоминавшегося выше Закона «О конкуренции» предоставляет такие полномочия федеральному антимонопольному органу в целях предупреждения и ликвидации доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – с момента регистрации (внесения в Государственный реестр) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При слиянии и преобразовании юридических лиц происходит универсальное правопреемство – права и обязанности прекращенных юридических лиц в виде комплекса переходят к вновь возникшим, а при присоединении – к поглотившему прекращенное (прекращенные юридические лица) существующему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При разделении и выделении к вновь возникшим юридическим лицам переходят в соответствии с разделительным балансом права и обязанности при разделении – прекращенного, а при выделении – часть прав и обязанностей сохранившегося и продолжающего деятельность юридического лица.

Как и передаточный акт, разделительный баланс должен содержать исчерпывающие указания о переходе к правопреемникам всех прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, включая и те, которые оспариваются, обо всех его кредиторах и должниках и их распределении между правопреемниками, если последних несколько. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника по какому-либо обязательству реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут по этому обязательству солидарную ответственность (см. 5 гл. 29).

Передаточный акт или, соответственно, разделительный баланс должен быть представлен для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц вместе с их учредительными документами и, соответственно, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы сохраняющегося юридического лица. Непредставление передаточного акта или разделительного баланса или отсутствие в них полных и исчерпывающих указаний о правопреемстве влекут отказ в государственной регистрации и, следовательно, на основании п. 4 ст. 57 ГК реорганизация должна считаться несостоявшейся.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить о принятом решении всех его кредиторов, которые вправе потребовать досрочного исполнения реорганизуемым лицом его обязательств и возмещения причиненных этим убытков (ст. 60 ГК).

Прекращение юридических лиц в порядке реорганизации происходит, как уже было сказано, с применением правопреемства, без ликвидации их дел и имущества.

Иное дело – прекращение юридических лиц в порядке ликвидации, когда правопреемства в отношении прав и обязанностей ликвидированного юридического лица нет, все его обязательства и иные права и обязанности прекращаются с соблюдением установленного порядка, а оставшееся имущество (актив), если таковое имеется, передается по назначению, предусмотренному законом или учредительными документами ликвидированного юридического лица.

Ликвидация осуществляется добровольно, по решению самого юридического лица – его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то учредительными документами, либо в принудительном порядке, как правило, по решению суда, а в исключительных предусмотренных законом случаях – по решению уполномоченного органа государственного управления, причем в этих последних случаях решение органа государственного управления может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Согласно ст. 61 ГК в добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется в случаях истечения срока, на который оно было образовано, а также по достижению цели, ради которой оно было создано.

По решению суда юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления им деятельности, запрещенной законом, либо требующей по закону специальной лицензии при отсутствии таковой, а в отношении общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного или иного фонда – и деятельности, противоречащей его уставным целям и, следовательно, выходящей за пределы его специальной правоспособности. Иск может быть предъявлен в суде государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. В качестве этого органа обычно выступает прокуратура. В отношении отдельных видов юридических лиц иск может быть заявлен и в некоторых других случаях, о чем будет сказано при рассмотрении специфики соответствующих юридических лиц.

Принявший решение о ликвидации юридического лица обязан письменно сообщить об этом органу, ведущему государственную регистрацию юридических лиц для немедленного внесения соответствующей записи в Государственный реестр юридических лиц, который открыт для всеобщего сведения, дабы каждый заинтересованный мог узнать, что данное лицо находится в стадии ликвидации. Затем он обязан по согласованию с органом государственной регистрации назначить ликвидатора или ликвидационную комиссию (ст. 62 ГК). Если решение о ликвидации принял суд, он может возложить функции ликвидатора (ликвидационной комиссии) на учредителей (участников) ликвидируемого лица, либо его орган, уполномоченный учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она выступает от его имени везде, в том числе в суде (п. 3 ст. 62). Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев, считая со дня публикации. Согласно ст. 63 ГК, ликвидационная комиссия принимает и иные меры к выявлению кредиторов ликвидируемого лица и получению дебиторской задолженности, исполнению обязательств его должниками, а также письменно уведомляет о ликвидации известных ей кредиторов.

По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне и результатах рассмотрения требований кредиторов. Этот баланс утверждается принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом государственной регистрации юридических лиц. Если выясняется, что у ликвидируемого лица нет денежных средств, достаточных для удовлетворения всех его кредиторов, ликвидационная комиссия продает его имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Расчеты с кредиторами ликвидационная комиссия производит в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, вытекающие из причинения вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во вторую очередь выплачиваются суммы, причитающиеся в качестве оплаты труда и выходных пособий лицам, работающим по трудовому договору (контракту), а также вознаграждения по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. В четвертую очередь – задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся платежи всем другим кредиторам. При ликвидации банков и иных кредитных организаций, привлекающих средства граждан (физических лиц), в первую очередь удовлетворяются требования граждан-кредиторов по этим операциям.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для полного удовлетворения всех требований данной очереди вырученные средства распределяются между кредиторами данной очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (как иногда говорят – по соразмерности), если иное не установлено законом.

Выплата кредиторам производится в соответствии с утвержденным промежуточным ликвидационным балансом по первым четырем очередям платежей, начиная со дня его утверждения, а по пятой очереди – по истечении месяца со дня его утверждения.

Если ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требования кредитора или уклонилась от ответа, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса (окончательного ликвидационного баланса) обратиться с иском в суд. Иск может быть удовлетворен судом за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования, заявленные после истечения установленного ликвидационной комиссией срока, удовлетворяются (до момента признания юридического лица ликвидированным) из имущества, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных своевременно. Требования, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества юридического лица, считаются погашенными (прекращаются). Также погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией и не переданные в суд, и те, в удовлетворении которых суд отказал.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс (окончательный ликвидационный баланс), который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом государственной регистрации юридических лиц.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидированного юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении данного юридического лица (п. 2 ст. 48 ГК), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения записи о ликвидации в соответствующий реестр органом регистрации юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

В предусмотренных законом случаях при недостаточности имущества юридического лица для полного удовлетворения всех требований кредиторов дополнительную (субсидиарную, вспомогательную) ответственность несут другие указанные в законе лица. Так, согласно п. 6 ст. 63 ГК при недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредившее его государство – собственник закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества. Аналогичным образом в случае недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств, необходимых для полного расчета с кредиторами (на иное имущество учреждения взыскание в силу п. 3 ст. 63 обращено быть не может), субсидиарную ответственность по его долгам (обязательствам) несет учредивший и финансирующий это учреждение собственник имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления.

Ликвидация государственных предприятий и предприятий, в которых доля участия (паев) государства составляет 25 и более процентов, обладает некоторыми особенностями, установленными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. и изданным на его основе постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. Однако эти акты действуют лишь в той части и постольку, поскольку не противоречат принятому впоследствии законодательству о банкротстве.

Согласно п. 4 ст. 61 ГК, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме так называемых казенных предприятий, благотворительные и иные фонды (все эти юридические лица специально рассматриваются в гл. 7 и 8) могут быть признаны (объявлены) несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в особом порядке, предусмотренном ст. 65 ГК и действующим с 1 марта 1998 г. Законом «О банкротстве»; названный закон предусматривает возможность объявления несостоятельным (банкротом) также и физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя. Если имущества любого из перечисленных юридических лиц недостаточно для полного удовлетворения всех адресованных ему требований, оно может быть ликвидировано только в этом особом порядке.

Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто не способен надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства и такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер. С одной стороны, возникает необходимость принудительной ликвидации (если речь идет о физическом лице – принудительного устранения) такого участника оборота. С другой стороны, когда возникает такая угроза, желательно попытаться сохранить его как производителя ценностей (товаров, работ, услуг) и работодателя, что особенно важно в настоящий переходный период.

Поскольку юридические лица, по общему правилу, отвечают всем своим имуществом, следует по возможности предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее активных и расторопных кредиторов, лишив, таким образом, остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы и самого несостоятельного должника и решение вопроса о его существовании подчинить установленным законом процедурам.

Объявление предприятия банкротом – институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу агентов (участников) рыночной экономики, осуществляющих принципы предпринимательства, т.е. ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность. Вынужденное принудительное прекращение такого юридического лица и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой – наивысшей степени ответственности субъекта, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием.

Вопрос о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматривается и решается арбитражным судом, кроме случаев, когда о своем банкротстве добровольно объявляет сам должник (ст. 181 и 182 Закона «О банкротстве»). Однако и в этом последнем случае при наличии возражений хотя бы одного из кредиторов должник обязан передать дело в суд, а кредитор вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. Таким образом, процедуры рассмотрения вопроса о несостоятельности должника, о признании его банкротом и о ликвидации в порядке банкротства могут быть как принудительными – по решению арбитражного суда, так и добровольными, проводимыми по решению самого должника-банкрота, принятому им совместно с кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 181-183 закона.

Внешним признаком, дающим основание предполагать несостоятельность должника, влекущую необходимость объявить его банкротом и ликвидировать в порядке банкротства, является трехмесячная просрочка в исполнении им денежных обязательств перед кредиторами или такая же просрочка в уплате налогов и иных обязательных платежей. Право обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела принадлежит кредиторам по денежным обязательствам, в отношении неуплаты обязательных платежей – соответствующим органам власти, а также прокурору.

В связи с отмеченной выше двоякой целью института банкротства рассмотрение вопроса о несостоятельности должника может включать несколько стадий. Первой является наблюдение, для проведения которого возбудивший дело арбитражный суд назначает временного управляющего. С этого момента самостоятельность должника ограничивается, совершение им ряда распорядительных сделок запрещено, другие могут быть совершены его органами лишь с согласия временного управляющего, взыскания с должника по исполнительным документам приостанавливаются (за установленными законом исключениями), все претензии и требования к должнику могут быть заявлены только в рамках данного процесса о несостоятельности. Созывается первое собрание кредиторов, в соответствии с решением которого арбитражный суд принимает решение либо о признании должника банкротом, открытии конкурсного производства и ликвидации должника, либо если выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, о введении внешнего управления для осуществления этой возможности – для оздоровления (санации) должника, восстановления его платежеспособности и нормальной деятельности.

Внешнее управление осуществляется назначаемым судом внешним управляющим, к которому полностью переходят все функции по управлению должником и который действует под контролем собрания (комитета) кредиторов и суда. По всем адресованным должнику требованиям, кроме зарплаты работникам и некоторых других приравненных к ней платежей, вводится мораторий (приостановление платежей). Внешнее управление вводится на срок до 12 месяцев и в случае необходимости может быть продлено еще на 6 месяцев. Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника, подлежащий утверждению собранием кредиторов, и проводит его в жизнь. Принятый собранием кредиторов и утвержденный арбитражным судом отчет внешнего управляющего, свидетельствующий о восстановлении платежеспособности должника, служит основанием для прекращения судом производства по делу о банкротстве. Если платежеспособность должника не восстановлена и (или) суд не утвердил отчет внешнего управляющего, суд принимает решение об объявлении должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство как непосредственное следствие объявления должника банкротом может быть открыто и по завершении стадии наблюдения, минуя стадию внешнего управления. Внешнего управляющего заменяет конкурсный управляющий (это может быть одно и то же лицо), к которому переходят все полномочия по управлению делами и распоряжению имуществом должника и на которого возлагается проведение всех мероприятий по ликвидации должника-банкрота и удовлетворению требований кредиторов в порядке организации и проведения конкурса над его имуществом. Действуя под контролем собрания кредиторов и арбитражного суда, конкурсный управляющий собирает все возможное имущество должника-банкрота и формирует конкурсную массу, за счет которой производится удовлетворение всех выявленных требований кредиторов.

Процедура конкурса в основном совпадает с описанной выше процедурой удовлетворения кредиторов при ликвидации юридического лица без объявления его банкротом (те юридические лица, к которым может быть применено банкротство, при недостаточности у них имущества для полного погашения всех их долгов могут быть ликвидированы только в порядке банкротства – п. 4 ст. 61 ГК). Удовлетворение требований кредиторов происходит в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК и ст. 106 Закона «О банкротстве» с учетом приоритета норм ГК. Вне очередей покрываются судебные расходы и расходы по проведению процедур банкротства и в связи с ними. По завершении расчетов конкурсный управляющий представляет арбитражному суду отчет с приложением необходимых документов, и после его утверждения арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства и ликвидации юридического лица. На основании определения суда в реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица, и оно считается ликвидированным.

На всех стадиях разбирательства в суде дела о несостоятельности (банкротстве) допускается заключение мирового соглашения между кредиторами и должником, которое подлежит утверждению судом.

Статья 10 Закона «О банкротстве» вводит понятия фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства. Под фиктивным банкротством закон понимает подачу должником в арбитражный суд заявления о своем банкротстве при наличии у него фактической возможности удовлетворить требования своих кредиторов в полном объеме. Согласно п. 1 ст. 10, должник в этом случае несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления. Под преднамеренным банкротством п. 2 ст. 10 понимает банкротство должника, возникшее по вине его учредителей или участников, или иных лиц (включая руководителей), которые имеют право давать обязательные для должника указания, либо имеют возможность иным образом определять его действия; все перечисленные виновные лица несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам банкрота.

Закон «О банкротстве» устанавливает определенные особенности рассмотрения дел в отношении отдельных категорий юридических лиц – градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В отношении кредитных организаций (включая банки) наряду с общим Законом «О банкротстве» действует специальный Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; некоторые правила, относящиеся к ликвидации или реорганизации кредитных организаций, содержатся в Федеральном законе «О реструктуризации кредитных организаций».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: