Теории социализации

В социологии наиболее известны следующие теории социализации.

1. Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид). Чарльз Хортон Кули (1864-1929). Сторонники этой теории понимают личность как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.

По мнению Джорджа Герберта Мида индивид формируется через игру в детском возрасте и социализация проходит 3 стадии: имитационную (дети копируют поведени взрослых, не понимая его), игровую (дети воспроизводят роли в процессе индивидуальной игры), коллективных игр (дети учатся осозновать ожидания не только одного человека, но всей группы). Мид выделял в структуре личности 2 элемента: я-сам, я-меня. Я-сам – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. Я-меня – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. Важное значение в процессе социализации имеет понятие «другой». Мид выделял два вида других: значимый другой – близкий человек, обобщённый другой – абстрактный социальный статус.

2. Психоаналитические теории (З. Фрейд). Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя:

1) бессознательное – ид или «Оно» (природные инстинкты);

2) сознание индивида – эго или «Я», являющееся регулятором инстинктивных реакций;

3) супер-эго (сверх-«Я»)– законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания.

Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

3. Ролевая теория личности. Р. Минтон, Р. Мертон, Т. Парсонс (1902-1979) описывают социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов – предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе.

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения, семья и т. д.). Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус – существенные и относительно устойчивые характеристики человека (пол, возраст). Профессионально-должностной статус – базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса.

Эпизодический статус.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе.

Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:

— познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);

— защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

— механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.

Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения.

4. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон (1902–1994) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

1. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.

2. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

3. Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

4. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.

5. Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.

6. Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа – рождение детей – отдых».

7. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

8. Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а выход из кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

5. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

6. Теория нравственного развития личности Л. Кольберга.

Теория Лоуренса Кольберга (Lawrence Kohlberg) (1927–1987) предполагает существование универсальных этапов нравственного становления. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Колберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Согласно Кольбергу, существует два главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому:

1. неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней; в этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей.

2. расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы с точки зрения других людей.

Кольберг выделяет следующие уровни нравственного развития:

1) доконвенционный уровень: дети безоговорочно принимают авторитет и моральный кодекс взрослых людей.

2) конвенционный уровень: дети считают, что общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Общественная система, основанная на принципах взаимной общности и социального порядка, считается наиболее желательной и, следовательно, определяет наши суждения о «правильном» и «неправильном».

3) постконвенционный уровень: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании универсальных этических принципов; они часто бывают абстрактными и неопределенными, но включают в себя сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.

7. Жан Пиаже (1896-1980). Теория когнитивного развития личности

На каждой стадии развития формируются новые навыки. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, но с разной скоростью и результатами. Стадии:

I. 0-2 года – сенсомоторная стадия. Развитие двигательной сферы, усвоение пространственных отношений

II. 2-7 лет – дооперациональная. Дети учатся различать символы и их значения

III. 7-12 лет – конкретного мышления. Устный счёт, например.

IV. 12-15 лет – формальных операций. Развитие логического мышления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: