Не любовь, не привязанность и даже не вульгарный личный интерес скрепляют человеческие сообщества. По мнению швейцарских ученых, это делает гнев. К такому сенсационному открытию они пришли, пытаясь выяснить, что же все-таки заставляет людей сотрудничать друг с другом. Традиционно наука о поведении — этология — считает, что причиной сотрудничества общественных животных, к которым по праву относится и человек, кроется в родственных связях, взаимном альтруизме, доверии к генетическим связям или на банальном личном интересе. Это вполне справедливо для животных, но не объясняет, почему люди часто вступают во взаимодействие с неизвестными им людьми, которых могут никогда снова не встретить. Такое взаимодействие может быть объяснимо, если принимать во внимание наказание иждивенцев, которые не помогают группе, но используют создаваемые ею блага. Однако в реальности наказание редко проходит безнаказанно и для карателя. Так почему кто-то должен наказывать иждивенца? По мнению экономиста из университета Цюриха Е. Фера, виной всему служит альтруизм.
|
|
Для проверки гипотезы ученые провели экспериментальную игру с 6 группами по 4 студента в каждой. На кону были реальные деньги: каждому участнику было дано по 20 денежных единиц, которые можно было сохранить или «инвестировать» в группу (деньги вносились анонимно и од-н°временно). За каждую инвестированную единицу группа получала 1,6 единиц, которые делились поровну между всеми 4 членами группы. Поэтому, если только один инвестировал 1 еди-
ницу, он получал обратно 0,4 единицы. Но если каждый инвестировал все имеющиеся у него деньги, ему возвращалось 32 единицы, что позволяло извлекать выгоды из взаимодействия. Таким образом, инвестирование всегда было в интересах группы, но не отдельного человека. Иждивенец мог получить выгоду, воздерживаясь от инвестиций, получая деньги, внесенные другими. Но оказалось, что подобное ему не позволила сделать группа. Ей позволялось наказывать иждивенцев: если член группы наказывал другого, это стоило ему 1 единицу, а наказуемому — 3. В шести играх средние инвестиции существенно поднялись — до 16 единиц. Угроза наказания поддержала взаимодействие.
Важно, что наказание было альтруистическим действием, так как каратель никогда вновь не встречал того же иждивенца. Чтобы понять мотивы, стоящие за таким поведением, исследователи попросили студентов рассказать об их впечатлениях. Они обнаружили, что причиной был гнев, так как к концу игры ее участники были очень злы на иждивенцев. Негативные эмоции оказались движущей силой наказания.
|
|
Источник: News. Battery. Ru — Аккумулятор Новостей, 21.01.2002. — http://coins.power.ru.
накладываются социальные ограничения. Конституция, совокупностьраничивающих социальных институтов — это все следствия общественнГ~го договора. °~
Если в общественную стаю людей сгоняет страх быть уничтоженными m другом, то в их интересах создать такой порядок, который будет гарантии вать максимальную безопасность для всех и для каждого. Таким образо страх приобретает не только мотивирующую силу, принуждая людей стп миться к согласию, но и конструктивную, подсказывая, каким именно доп" жно быть такое согласие. Именно страх заставляет искать социальных гаран
тий, избегать риска, искать пом0щи других. Государство основывается на потребности в безопасности, которая есть позитивное лицо страха.
Согласно взглядам Гоббса, человеческая жизнь — взаимопроникновение двух состояний: естественного (дикого, догосударственного) и цивилизованного (государственного, гражданского). Чем больше зона их пересечения, тем более цивилизованно общество. Люди не смогут создать цивилизованное общество, если юридические законы им невыгодны. Граждане будут подчиняться им, но только принудительно — под пристальным взором наблюдающих и контролирующих инстанций. Еще хуже положение там, где законы страны имеют избирательную силу действия, когда одним индивидам, прежде всего богатым, разрешается их нарушать, а другим — нет.
Гоббс признает, что люди от природы равны. Равны те, кто способен нанести друг другу взаимный равный ущерб. Неравенство — это порождение общества. За потомками тех, кто вначале оказался сильнее других и успел захватить максимальную добычу, потом закрепляются сословные привилегии. Остальные начинают с нуля. Когда нет ограничивающих социальных институтов, происходит свободное перераспределение социальных благ, а когда они есть — закрепление благ.
Субъектом общественного договора на первых порах выступает сильнейший индивид. Он вводит институт престолонаследия. Вокруг наследника сплачивается группа (двор), которую удерживает вместе страх. Таким образом, гражданское общество представляет собой временную гармонию при взаимовыгодности интересов.
Итак, все люди рождаются равными, и каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Но человек — существо эгоистичное, и окружают его такие же эгоисты, завистники, враги. Отсюда неизбежность в обществе воины всех против всех: человек человеку волк. Почему же мы вредим друг другу и боремся между собой, будучи от природы вовсе не злодеями? Дело в том. что слишком многие, причем одновременно, хотят обладать одной и той же вещью, которой пользоваться сообща нельзя. Ее невозможно поделить между всеми. Таково естественное состояние, отличное от гражданского обше-
ства. Оно покоится на естественном праве, т.е. субъективном суждении о том, как может поступить другой по отношению к тебе и как тебе следует поступать по отношению к нему в соответствии с твоим пониманием действий других людей.
Естественное состояние — война всех против всех. Правда, война удивительная: в ней нет убитых и раненых. Это социальная борьба за выживание. Гоббс поясняет: подобная война — период, в течение которого желание вступить в насильственный поединок выражается в словах и поступках. Такова повседневная жизнь людей в догражданском обществе. Пример — современные нравы американцев и обычаи древних племен. В трактате «О гражданине» Гоббс описывает два основных естественных закона и 20 следствий из них. Одно такое следствие запрещает нам требовать для себя больших прав, чем мы уступаем остальным, а другое гласит: не допускай, чтобы тот, кто, доверяя тебе, первым оказал тебе услугу, попал из-за этого в худшее положение.
|
|
Иное дело гражданское общество — высший этап развития человеческого общества. Оно покоится не на личном разумении о собственной выгоде и невыгоде, а на юридических законах, признаваемых всеми.
Государство возникло в результате соглашения между людьми, находившимися до этого в естественном состоянии. К необходимости подобного соглашения люди пришли из-за невозможности обеспечить свои прирожденные права и безопасность вне государства. В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благополучия граждан.
По мнению Гоббса, общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Общественный договор представляет собой объединение каждого с каждым, своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство — новое лицо, «воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты».
Строение государства Гоббс уподоблял устройству живого организма: суверена — душе государственности, тайных агентов — глазам государства и т.д. Гражданский мир он сравнивал со здоровьем, а мятежи, гражданские войны — с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.
Политической надстройкой гражданского общества выступает государство, имеющее вполне конкретные, исторически определенные формы правления. Гоббс называет три: демократию, аристократию, монархию. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова, а также соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате общественного договора прекращается война всех против всех. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту государства.
|
|
Английский философ Джон Локк (1632-1704) считается одним из крупнейших мыслителей эпохи Просвещения, является теоретиком конституционной монархии и правового государства. Одним из первых четко сформулировал принцип разделения властей. В книге «Два трактата о государствен-
ном правлении» утверждал, что государственная власть должна подраздела ся на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федерат^ ную (внешних сношений), которые в правильно устроенном госудаРс В находятся в состоянии динамического равновесия. Социально-политич^ кая концепция Локка опирается на естественное право и теорию обществе °
ного договора. В отличие от Гоббса" трактовавшего «естественное состоя ние» общества как «войну всех против всех», Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущИх своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, чтобы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Лок-ку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк обосновал фундаментальные права человека — свободу, равенство, неприкосновенность личности и собственности. Его идеи подготовили «славную революцию» в Англии (1689) и легли в основу американской и французской революций.
Взгляды Гоббса легли в основу представлений об общественном устройстве деятелей Просвещения XVIII в. — Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье.