Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества


При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В результате здесь был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей.

При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так на­зываемый суздальский стиль - белокаменное зодчество. Первой церковью, родо­начальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого бы­ли идеально подогнаны один к дру­гому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 км от Суздаля, на том самом месте, где якобы оста­навливались святые князья Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это был храм-крепость. Он представлял собой мощный куб с тремя массивными апсидами, щелевидными окнами; напоминающими бойницы, широ­кими лопатками, шлемообразным куполом.

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше

Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский окончательно пере­брался во владимирскую резиден­цию. Он делал все, чтобы город Владимир (названный так в честь Владимира Мономаха) затмил Киев. В крепостнойстене, окружав­шей город, были сооружены ворота, главные из которых традиционно именовались Золотыми. Такие во­рота возводились во всех крупных городах христианского мира, начи­ная с Константинополя, в память о


въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота города. Золотые ворота Владимира венчала надвратная церковь, украшенная резным декором и золотым куполом. На противоположном конце города высились Серебряные ворота, не ме­нее массивные и торжественные.

Белокаменные фасады соборов украшали резьбой по камню. Наличие камен­ного декора представляет собой отголосок романского стиля и связано с тем, что Андрей Боголюбский созывал к себе во Владимир мастеров не только из Византии, но со всех земель. Уже знаменитая церковь Покрова на Нерли несет на себе отпе­чаток этого стиля. Церковь посвящена празднику Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.

Андрей Боголюбский построил этот придворно-княжеский храм недалеко от своих палат в память о любимом сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе на болгар в 1164 г. Изящная одноглавая церковь словно парит над широкой гладью заливных лугов. Ее устремленность ввысь создается прежде всего гармоничными пропорциями, трехчастным делением фасадов, которое соответствует организации внутреннего пространства церкви, арочным завершением стен (так называемые за­комары), ставшим лейтмотивом здания, повторяющимся в рисунке оконных прое­мов, порталов, аркатурном поясе.

Стены храма украшены каменным орнаментом, составленным из тоненьких
колонок, соединенных наверху полукруглыми арочками (аркатурный пояс), тон­
кими колоннами на «лопатках», придающими плотной массе стены легкость и
воздушность, зигзагом (косо положенными кирпичами) на барабане. На всех
трех фасадах повторяется одна и та же композиция рельефов. В центральных за­
комарах помещена фигура
библейского псалмопевца Да­
вида. Образ Давида ассоции­
ровался с самим Андреем Бо­
голюбским, стремящимся
прекратить усобицы и навести
порядок в Русской земле. С двух
сторон от Давида симметрич­
но расположены два голубя,
которые воплощают идею ми­
ра, и под ними фигуры львов
-побежденное зло. Намного
ниже - три женские маски с во­
лосами, заплетенными в ко­
сы, как символы Девы Марии,
помещавшиеся на всех хра­
мах, посвященных ей. Такой
каменный декор является отли­
чительной стилевой особенно­
стью владимиро-суздальского
зодчества. Церковь Покрова
на Нерли - самый лиричный па­
мятник русского зодчества.

В 1185-1189 гг. во Влади­мире был возведен земельный

Собор ВО Славу Богоматери - Церковь Покрова на Нерли


Успенский. В собор поместили величайшую русскую святыню - икону Богомате­ри, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой и тайно вывезена из Киева Андреем Боголюбским. Собор был воздвигнут в центре Владимира, на вы­соком берегу Клязьмы, возвышаясь над городом. Как всякий собор, относящийся к земельному жанру культовой архитектуры, Успенский был шестистолпным одно­главым крестово-купольным храмом с притвором. По словам летописца, «Бог при­вел мастеров из всех земель», в числе которых были и пришельцы с романского За­пада, присланные к князю Андрею якобы императором Фридрихом Барбароссой. Расширенный при Всеволоде Большое гнездо, брате Андрея, собор приобрел бо­лее монументальный вид с протяженными фасадами, расчлененными на пять пря­сел, и пятью куполами.

Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников, Суз­дальская земля стала княжеством, господствующим над остальной Русью. В этот период во Владимире был возведен Дмитриевский собор, третий шедевр культо­вого зодчества.

Дмитриевский собор - это сравнительно небольшой одноглавый храм с хо­ром, какие строились на феодальных дворах. Но несмотря на размеры он выгля­дит величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В плане он представляет собой гре­ческий крест без какого бы то ни было отступления от византийского канона. Но снаружи Дмитриевский собор являет собой нечто столь самостоятельное, что не

Дмитриевский собор. Владимир

может быть включен в число по­строек византийского типа. Уже не широкие и плоские «лопатки» членят стены на прясла, а длин­ные тонкие колонны. В барельефах Дмитриевского собора мы видим элементы византийского, роман­ского, даже готического стилей и, конечно, русского. Наличие бога­того каменного декора храма сви­детельствует о том, что его укра­шали мастера с романского Запада, хотя в барельефах нет ничего апо­калиптического, т.е. намекающего на конец света и Страшный суд. Южный фасад украшает под­черкнуто плоская резьба, напоми­нающая резьбу по дереву, несо­мненно русских мастеров. И преобладание растительного и зоо­морфного орнаментов также сви­детельствует о традиционно рус­ском стиле. Можно предположить, что строителем собора был зод­чий, хорошо знакомый с венециан­ским собором св. Марка, поскольку мотивы декора двух этих соборов абсолютно тождественны: неви­данные львы, птицы и олени, цветы,


листья, фантастические всадники, грифоны, кентавры и даже сцена восхождения Александра Македонского на небо заполняют плоскости стен.

Все здание по высоте делится на три яруса. Нижний - самый высокий, почти без украшений, его гладь оживляют лишь глубокое пятно портала и аркатурный пояс. «Колонки» пояса как бы свисают вниз, подобно тяжелым плетеным шнурам с мас­сивными подвесками. На среднем ярусе, над аркатурным поясом, сосредоточено все декоративное убранство собора. Третий пояс - это массивная глава храма, под­нятая на квадратном «постаменте».

В основе скульптурных композиций Дмитриевского собора лежит программа, связанная с идеей прославления княжеской власти. Центральным изображением на трех фасадах является фигура благословляющего Спасителя. Пестрая фантасти­ческая масса зверей, птиц и растений, окружающая его фигуру, представляет со­бой единое, гармоничное целое. Обилием животных и растений художники показы­вали, что все живущее угодно Богу и радует сердце. По существу это гимн жизни.

Все три собора - Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский - украшены фресками, так как с закатом Киевской державы навсегда померкло в Древней Руси искусство «мерцающей живописи». Слишком дорогостоящей была мозаика для удельных князей. Но, кроме того, техника фрески позволяла достичь более реали­стического изображения.

Сюжетные композиции располагали так же, как это было в храмах Византии. Чем более значимым для христиан был смысл изображения, тем выше оно поме­щалось. На самом верху - на куполе, барабане, «парусах», в верхней части апсиды изображали лиц, занимающих верхние ступени в иерархии христианских святых: Христа, Богородицу, ангелов, евангелистов. Ниже, в верхней части стен храма, -эпизоды из жизни Иисуса Христа и близких ему людей: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение, Вознесение, Сошествие Свято­го Духа на апостолов, Успение Богоматери и т.п. Столбы и нижнюю часть стен рас­писывали фигурами великомучеников, святителей и пророков. Совершенно особое назначение имела западная стена храма, на которой традиционно размещали сце­ны Страшного суда, конца света. Краскам фресок вторили красочные изразцовые ковры полов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: