В исследованиях В.В.Ковалёва, В.В.Лебединского, Н.А.Государева определены причинно-следственные звенья дефицитарного развития личности:
1. Нарушение одного из анализаторов представляет собой условие нарушения нормы психического развития в результате дефекта сенсомоторной основы психического отражения.
2. Нарушение функционирования хотя бы одного анализатора приводит к нарушению всех психических процессов.
3. Основной механизм нарушения внимания – ослабление интереса к окружающему миру, угасание ориентировочно-исследовательского рефлекса вследствие потери одного из каналов информации.
4. Основной механизм нарушения восприятия – нарушение образов отражения.
5. Основной механизм нарушения памяти – предшествующие запечатлению и сохранению информации нарушения внимания, неполнота и искажение психических образов восприятия.
6. Основной механизм нарушения мышления – недостатки внимания, неполная и искажённая информация восприятия и памяти.
7. В результате компенсации первичного дефекта того или иного анализатора развитием речи, вербальным мышлением часто отмечается формализм мышления, т.е. неподкрепление словесного обозначения предмета и явления сенсомоторным образом, теории практикой, идеального «Я» - «хочу». Реальным «Я» - «могу».
|
|
8. Недостаток адекватного отражения мира реалистичным способом компенсируется субъективным, эмоциональным, иррациональным способом психического отражения. В структуре личности происходит сдвиг аффективно-когнитивной пропорции психического отражения в сторону аффекта.
9. Личность, которая формируется в результате дефицитарного развития, приобретает тип нарциссической личности (инфантилизм; эгоцентризм; завышенная самооценка; чрезмерная аффективность, замещающая недостатки интеллекта, высших чувств, изъяны моральных качеств; мощная психологическая защита).
Дизонтогении дефицитарного типа:
Нарушение зрения .
Слепые люди, у которых отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (о,04) на лучше видящем глазу с применение очков.
Слабовидящие -люди, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств тифлотехнической коррекции.
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную – 1,0, принимается способность человека различать знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров.