Вопросы и задания

Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов).

Какие основные права и свободы инвалидов и умственно отсталых лиц закреплены в международных правовых документах?

Какие права и гарантии дает Закон «О социальной защите инвалидов?»

Какие права и гарантии дает Закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?

Какими нормативными документами регламентируется деятельность специальных образовательных учреждений?

Литература

Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемамив развитии.-М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002.- 206 с.
Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 416 с.
Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном-Пресс», 2000.-64с. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект) – М.: В. Секачёв, ИОИ, 66 с., 2004 г.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973. – 175 с.
Вяликова Г.С. Становление и развитие проблемы профессиональной компетенции учителя в истории и теории педагогики: Учебное пособие /Под науч. ред. З.И.Равкина. – М.:МГОУ, 2004. – 139 с.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением:/ Под ред М.И.Рожкова.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.-240 с. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» /Сост.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. – М.:АРКТИ, 2005. – 68с.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.: ил.
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.В.Жигорева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
Замский Х.С. История олигофренопедагики.-М.: Прсвещение, 1980.-198 с. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.:КАРО, 2005. – 240 с.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая дигностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.
Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 240 с.
Концепция педагогического стимулирования в зарубежной и отечественной педагогике. Монография – М.: МГОПУ,2005. – 136 с.
Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь.:Учебное пособие/ Сост. Н.В. Новоторцева. – 4-е изд.,перераб. и доп. – СПб.: КАРО,2006. – 144 с.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред Б.П.Пузанова. – 2-е изд., стереотип. – М.:Издательский центр «Академия»,1999 – 144 с.
Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.
Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма,чтения. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособие для студ.психол. фак. Высш. Учеб.заведений. - М.:Издательский центр «Акамедия»,2003. -144 с.
Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования: социо-культурный анализ современных тенденций // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М.,1996. С.97-105.
Малофеев Н.Н.Современное состояние коррекционной педагогики// Дефектология. 1996. № 1. С. 3-10.
Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст):Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики.- М.: Издательский центр «Академия».- 2006.-224 с. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 398, [2] с. – (Библиотека логопеда).
Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие /авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: Астрель, 2005. – 398, [2] с.
Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / Под ред. Е.В. Кожевниковой и Клочковой. – СПб.: КАРО, 2007. – 352 с.
Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршаткая О.С.. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учетелей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 194. – 416 с.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 176 с.
Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.заведений/ Сост. и авт. Коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.:Изд. центр «Академия», 2000. -184 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред Б.П.Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 272 с. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.: Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возраста – М.: Научное объединение «Компенс-центр», 1993.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умсьвенно отсталых школьников.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-160 с. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Литературное чтение.Окружающий мир.Природоведение / Сост. С.Г. Шевченко. – 4-е изд., перераб. – М.:Дрофа,2002. – 256 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия:Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
Сборник программ по учебным дисциплинам педагогического цикла / Составители: Г.А. Андреева, С.А. Ермолаева, Н.П. Сочалов, И.А. Тютькова / Под ред. Н.П. Сочалова. – Коломна: КПИ, 1998. – 58 с.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003, – 208 с.: ил.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.: ил.
Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 416 с.: ил.
Смирнова И.А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 160 с.
Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -312 с.
Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.- 400 с.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 184 с.: ил.
Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М. И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989. – 384 с.
Титов В.А. Специальная педагогика: Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2004. – 224 с.
 
Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. 192 с.
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. – Н. Новгород: НГПУ, 1994, 230 с.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию»/Сост. Г.А.Андреева, Л.В.Волковницкая,С.А. Ермолаева,О.И.Казенкина, Л.В.Мартынова/Под ред. Г.А. Андреевой. –Коломна: КПИ, 1998.
 
Хапаева С.С. Специальная педагогика: конспект лекций. – М.: МГОУ, 2005. – 52 с.
Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 80 с.
Шеченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. – (Коррекционная педагогика).
Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 80 с.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательноц школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47 с

[1] Инструктивно-мелодическое письмо «о гигиенических требованиях к максимальной нагрузи на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 № 65/23-16

[2] Из интервью первого заместителя здравоохранения и социального развития РФ Галина Кареловой журнал «Мир особой семьи», 2004 № 1 (2)

[3] Методология – это основа, база любой науки (философская категория); методика – это содержание и методы, используемые наукой для решения поставленных задач(педагогическая категория).

[4] Такую экспертизу осуществляют специалисты соответствующих структур органов управления образования.

[5] Желательно, чтобы в учреждении был принят Кодекс этических норм и правил для педагогов - участников диагностического процесса. Он может быть приложением к должностным инструкциям психологов, учителей-дефектологов и логопедов. С примером такого документа можно познакомиться в книге «Диагностика в детском саду». Под. редакцией Е.А.Ничипорюк, Г.Д. Посевиной, - Ростов-на-Дону, 2004 г.

[6] Институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: