В последнее время я прочел несколько популярных американских книг по образованию*20. Огромные тиражи, хороший язык, масса достоинств. Авторы дают рецепты революционных изменений в Образовании. Но при этом не видят противоречий — поэтому их рецепты кажутся простыми и доступными. Но это обманчивая простота — «гладко было на бумаге…».
Говорят, правильная постановка вопроса — половина решения. Если мы действительно хотим решать задачи образования, а не «делать вид», то жесткая, сформулированная в противоречиях постановка вопросов необходима. Иначе — самообман.
*Ссылки
1 По мотивам статьи: М. Максимов. О Бруно Беттельгейме.
2 Т. Генри. «Ассошиейтед пресс» «LOS ANGELES TIMES», Monday, July 16, 1990.
3 Журнал «Народное образование». — № 10, 2000. — С. 400.
4 Под термином «школа» автор понимает и средние, и высшие учебные заведения.
5 А. Моль. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1977.
6 Из доклада: Дж. Питт, Великобритания. Материалы международного семинара Proceedings of International Seminar. Санкт-Петербург, 2001.
|
|
7 Формула сконструирована по афоризму Б. Шоу.
8 Факт из книги: М. и Э. Де Лиу. Как научиться быстро читать. — С. 167.
9 Впервые линейную перспективу разработал Филиппо Брунеллеско (1377-1446), а Леонардо да Винчи усовершенствовал этот метод, научившись размывать контуры удаленных объектов.
10 Стал даже соавтором Фрейда в работе «Почему война?», 1933.
11 Цитируется по книге: В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Мозг. Обучение. Здоровье. — М.: Просвещение, 1989. — С. 69.
12 Краткие выдержки из первого радиообращения президента США Д. Буша 27 января 2001 года, по материалам сайта «Курьер образования».
13 Э. и Х. Тоффлер Создание новой цивилизации. Политика Третьей Волны. — Новосибирск: «Сибирская молодежная инициатива», 1996.
14 «LOS ANGELES TIMES», Monday, July 16, 1990.
15 Или вообще бесплатным…
16 Журнал «Знание — сила», № 4, 1993.
17 Из частного письма австрийского студента.
18 «Правда», 28 июня 1989.
19 По материалам сайта: http://www.igumo.ru/psih.html
20 Самая яркая из них, на взгляд автора: Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому: Пер. с англ. — М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003.
Приложение 2.