Задачи работы данного года обучения следующие:
уточнять фонетическую сторону речи детей;
формировать у детей навыки точного воспроизведения слова;
развивать фразовую речь в устной форме.
К концу года дети должны уметь:
употреблять в устной форме без дактильного сопровождения не менее 200 слов; произнося их слитно, с выраженным ударением, с соблюдением некоторых орфоэпических норм, без призвуков в стечениях согласных звуков;
активно использовать в устной речи материал типа: Дайте мне, пожалуйста, карандаши. Маму зовут… Папа работает. У мишки болит лапа. Я упал, у меня болит нога. Мы гуляли и лепили бабу. Компот очень вкусный. Дети катаются на коньках. Оля нарисовала хорошо. У меня синее платье, Где Сережа? Почему Катя плачет? Как вас зовут? Что мы будем делать? Кто будет слушать? Когда пойдем гулять? Сколько надо взять бумаги? и т. п. Предложения произносятся слитно, при необходимости членятся на синтагмы, в темпе, близком к естественному;
соблюдать в речи некоторые нормы русской орфоэпии:
|
|
безударное о произносить как а (например, в словах: собака, спасибо, хорошо и др.); звонкие согласные оглушать в конце слова и перед глухими согласными (хлеб – хлеп, завтра – зафтра, дождь – дошть и др.); опускать непроизносимые звуки в словах здра(в)ствуйте, праз(д)ник; заменять звук г звуком в (сегодня – севодня, у кого – у каво и др.).
пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра;
употреблять в речи не менее 20 звуков (а, о, у, э, и; п, б, т, д, м, н, в, ф, л, р, к, г, с, з, ш, я, е, ё, ю) и у дифтонгов (в начале слова: яблоко, Юра и т.п., после гласных – красная, зеленое и т.п., после разделительных ь и ъ – съел, платье и т. п.).
Обязательный словарь понимаемой и употребляемой речи на занятиях (по произношению): Ты (я) слушал(а) хорошо (неважно, плохо). Включи(те) аппарат(ы), выключимте) аппарат(ы). Сначала я слушал (а) плохо, а потом хорошо. Я не понял (а), повторите, пожалуйста. Как звучало? Покажи(те) рукой. Скажите (говорите, играйте) долго (кратко, громко, тихо, слитно, не слитно, быстро, медленно). Скажите (говорите, играйте), как я. Играй на дудке (пианино и т. п. долго (кратко, громко, тихо, быстро, медленно, слитно, не слитно). Отхлопайте (отстучите, повторите) ритм. Покажите ритм рукой. Отстучите ритм на барабане (бубне и т. п.). Кто стучал? Кто играл? Где звучало? Звучало справа (слева, спереди, сзади). Будем слушать музыку (марш, вальс, польку, пластинку). Звучал марш (вальс, полька). Что делает тетя (дядя)? Играет (говорит, поет). Дядя (тетя) играет (говорит, поет). Что ты (вы) услышал(и)? Я слушал (а) хорошо, а говорил(а) неважно. Кто кричал? Чей голос?, а также весь речевой материал, предусмотренный программой для различения и опознавания на слух.
|
|
Примерный речевой материал (на занятиях): клей, вода, пластилин (глина), кубики, карандаши, краски, бумага. Хлопни один (…) раз. Прыгни три (…) раза. Возьми (дай) столько же. Отхлопай(те) ритм, отстучите ритм. Покажи(те) ритм рукой. Играйте на дудке (гармонике, барабане и т. п.). Что ты слышал(а)? Девочки (мальчики, ребята), сядьте (встаньте). Постройтесь, идите к тете Оле (в туалет, гулять, играть). Мы рассказывали (рисовали, лепили и т.п.). Мы занимались хорошо. Что ты, будешь делать? Что ты делал (а)? Сядь(те) хорошо. Возьми(те) микрофон.