Данная работа включает формирование у детей слитного произношения слов в синтагмах, в небольших фразах, членение больших фраз на синтагмы с помощью пауз, выделение логического ударения, соблюдение надлежащего темпа произношения фраз, а также, по возможности, и изменение основного тона голоса в соответствии с той или иной интонацией. Кроме этого, дети должны реализовать во фразе все те навыки звуковоспроизведения, которыми они овладели на материале слогов, слогосочетаний и слов.
Значительную помощь оказывает в работе над фразой фонетическая ритмика. Движения, сопровождающие речь, приобретают характер плавного дирижирования. На одно движение произносится короткая фраза или синтагма. Отдельные слова берут тогда, когда отрабатывается интонация.
Среди речевых упражнений, используемых для формирования навыка произнесения фразы, можно выделить такие упражнения, которые построены на ограниченном звуковом материале. Они направлены на то, чтобы дети учились произносить большой по объему речевой материал и не испытывали при этом затруднений в звуковоспроизведении. Это упражнения типа Па, ма. Папа, ма. Папа, мама. Па, ма. Мама тут, мама там, мама, мама тут и там.
|
|
Используется фразовый материал, подобранный по фонетическому принципу:
В ле с у темно, Tu ш e,мы ш и,
Все с пят давно. Кот на кры ш е,
Одна с ова не с пит – А котятае щ е вы ш е.
На с уку с идит.
В качестве упражнений могут быть различные стихи, которые дети разучивают к праздникам.
Для того чтобы речь детей была интонированной, нужно соблюдать следующие условия:
речь взрослых должна быть богата интонационно;
необходимо создавать и использовать различные ситуации, в которых манеры общения можно выразить междометиями:
Ай-й-яй! Ой! Ах! Ура! и т. п.;
проводить специальные упражнения, в которых используются противоположные интонации, например: Да? Нет! Да;
Я? Нет, ты!;
использовать речевой материал с ярко выраженным интонационным рисунком:
Дождик, дождик – ай-я-яй! Ой-ё-ёй!
Зонтик, зонтик – дай! дай! дай! Как высоко!
проводить речевые игры, предполагающие движения голоса по высоте и интенсивности:
Идет папа-медведь. ТОП-ТОП-ТОП,
Идет мама-медведь. Топ-топ-топ,
Идет маленький мишка. Топ-топ-топ-топ. И т. д.
Глухие дети, обладая теми или иными произносительными навыками, часто не реализуют их в речи. Вместе с тем одной фиксации внимания ребенка на произношении с помощью инструкции «Говори хорошо!» порой бывает достаточно, чтобы значительно повысить разборчивость их речи. Это свидетельствует о большой важности систематического контроля за фонетической стороной речи. Такой контроль должен иметь разную степень требовательности в зависимости от возраста детей и их умений. У самых маленьких нужно поощрять любую попытку к говорению и меньше делать замечаний, иначе можно отбить у детей желание говорить.
|
|
В работе педагога и воспитателей должна существовать преемственность Им необходимо знать фонетические возможности каждого ребенка, следить за появлением у него новых произносительных навыков и за их реализацией в речи.
Литература
Белова Н. И. Специальная сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.
Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1987.
Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1972.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей до школьного возраста: Сб. науч. тр./Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1980.
Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1982.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. – Т. 5: Основы дефектологии. – М.: 1983.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1967.
Выготская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.: Просвещение, 1975.
Зыков С. А., Кузьмичева Е. П., Зыкова Т. С. Звездочка: Картинное пособие по развитию речи для 1-го класса школ глухих. – М.: Просвещение, 1985.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 1989.
Корсунская Б. Д. Читаю сам Книга для чтения для глухих дошкольников: Методические указания. – М.: Просвещение, 1980 – 1982. – Вып. 1 – 3.
Мухина В. С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975.
Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих – М.: Просвещение, 1987.
Обучение учащихся подготовительного, I – IV классов школы глухих / Сост. А. Г. Зикеев. – М.: Просвещение, 1984.
Pay Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. – М.: Просвещение, 1981.
Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.
Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.
Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1979.
[1] В случае затруднения в работе с ребенком после первого года обучения он может быть направлен на психолого-медико-педагогическую консультацию для дополнительного обследования
[2] Знакомым по звучанию считается материал, который уже предъявлялся детям в ходе специальных упражнений по развитию слухового восприятия; незнакомым по звучанию считается речевой материал, который впервые предъявляется ребенку на слух
[3] Со второй половины года – с двумя флажками
[4] И.п. – исходное положение
[5] См.: Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 1986.
[6] С текстами сказок, предназначенными для драматизации, дети знакомятся на занятиях по развитию речи (см. раздел «Развитие речи»)
[7] Здесь и далее указан конкретный период изучения темы. Естественно, в течение года каждая повторяется и закрепляется.
[8] Напоминаем, что материал, отмеченный звездочкой (*), является необязательным для обучения тех детей, которые освоили программу первого года обучения.
[9] Здесь и далее слог или звук, написанные вместе со значком (– ·), произносятся протяженно.
[10] Слоги, написанные приписными буквами, произносятся достаточно громко.
[11] Усвоение звуков на этом году обучения не регламентировано. У некоторых детей может появиться больше звуков, чем предусмотрено программой. Это следует поощрять.
[12] В речи многих детей может быть больше звуков, в том числе ы, ш, х, з. В программе указан лишь обязательный минимум. Как правило, дети самостоятельно овладевают приближенным произнесением слова, поэтому специальная работа по обучению заменам звуков проводится только в тех случаях, когда у ребенка появляется грубый дефект звука (сонантность р, горловое, универсальное озвончение и т.п.)
|
|
[13] На индивидуальных занятиях педагог постоянно возвращается к тем игрушкам, звучание которых пока недоступно слуху ребенка, и пытается выработать у него реакцию на этот звук.
[14] Дети, начавшие обучаться с 3 лет, на первом году обучения должны научиться различать на слух (при выборе из 3 – 6) звукоподражания и слова и опознавать на слух звукоподражания, на втором году – различать (при выборе из 7 – 10) и опознавать на слух звукоподражания и слова и различать на слух фразы-поручения (при выборе из б – 8).
[15] По динамике слабо – упражнение выполняется без сильного мышечного напряжения, по динамике напряженно – со значительным мышечным напряжением.
[16] Произнесение слогов па, та можно сопровождать топаньем ноги или двумя ногами поочередно.
[17] См. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих – М.: Просвещение, 1981.