Особенности организации образовательного процесса

Образовательная программа «Художественная обработка древесины» определяет цель, задачи и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание педагогических технологий, учебно-методическую базу для реализации программы, устанавливает содержание и способы взаимодействия участников образовательного процесса в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.

Образовательная программарегламентирует:

- условия освоения содержания программы в течение одного года обучения;

- диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений обучающихся;

- организационно-педагогические условия реализации качественного дополнительного образования.

Данная образовательная программа рассчитана на возрастную группу обучающихся 13 – 16 лет. Годовой фонд рабочего времени
составляет 144 учебных часа.

Содержание учебно-тематического плана программы предусматривает применение различных форм и методов организации учебной
и воспитательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, коллективную работу, а также их сочетание. Применение методов коллективной творческой деятельности, проблемно-поискового
и продуктивного обучения (обучения в процессе практической деятельности) способствует высоким результатам.

Набор обучающихся в объединения осуществляется по результатам собеседования и тестирования, проводимого перед началом учебного года по предложенным логическим заданиям. Состав детей в группах - разновозрастный, что позволяет ребятам, имеющим высокий уровень знаний и умений, помогать младшим по возрасту и тем, кто еще недостаточно подготовлен. Группа комплектуется из обучающихся с учетом возрастных
и психологических особенностей при наличии заявления и составления договора с родителями.

В образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка, используются как традиционные педагогические технологии (системное усвоение учебного материала на всех этапах обучения, предусматривающие обязательные этапы на занятии: проверка усвоения пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний), так и технологии активных форм и методов обучения:

(игровые технологии, технология опережающего обучения, работа в парах
и группах, разработка и защита индивидуальных проектов).

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей обучающихся (половых, возрастных, свойствах темперамента). Учёт индивидуальных особенностей обучающихся проводится педагогом, который уделяет данному вопросу большое внимание с самого начала учебного года.

Учебно-тематический план педагога утверждается ежегодно до 15 сентября. Списочный состав (количество и возраст) объединения формируется с учетом санитарных норм. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой и санитарными нормами:

- 1 ч. 40 мин. (с перерывом).
Занятия в объединении проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года и утверждается директором. Перенос занятия или изменение расписания производятся только с согласия администрации и оформляются документально, в соответствии с локально-нормативными документами учреждения. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. (по согласованию с администрацией).

Формы обучения:

основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические и поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с инструментами и материалами, а также обработки информации.

На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе объединения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил безопасности с режущими инструментами. Обучающиеся инструктируются по технике безопасности как в начале учебного года (вводный инструктаж), так и в начале каждого занятия, а также после первого полугодия занятий (повторный инструктаж).

Личностно-ориентированный характер обучения обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора своего образовательного маршрута, скорости изучения отдельных тем, анализа своих затруднений и направления помощи педагога.

Образовательная программа «Художественная обработка древесины» предусматривает использование следующих форм работы:

- фронтальная (подача учебного материала всему коллективу учеников);

- индивидуальная (самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи обучающимся при возникновении затруднения,
не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;

- групповой (когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Формы занятий: занятия в объединении могут иметь различные формы: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа, праздник, аукцион, путешествие, поход, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, зачет, конкурс, фестиваль, творческая встреча и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: