Эффективность использования схем во многом связана с особенностями человеческого мышления и памяти. Наша память достаточно плохо запоминает абстрактную информацию в виде набора слов и цифр и значительно лучше приспособлена для фиксации образов, в том числе и схем. Фактически в сознании человека в процессе обучения формируются семантические сети [38] очень похожие на схемы, что и делает их более легко запоминаемыми.
Вторая особенность человеческой памяти состоит в том, что объем оперативной памяти очень мал и составляет 7±2 блока информации [39].
Задание 3.2
Засеките и запишите время T= час. мин.
Соберите всю свою силу воли и перемножьте ОБЯЗАТЕЛЬНО В УМЕ две цифры 67*83 = и запишите ответ.
Отметьте, сколько это потребовало у Вас временимин.
Проверьте, правильно ли Вы выполнили задание и запишите ответ.
Обратите внимание, что для того, чтобы решить эту задачу на бумаге или калькуляторе, Вам потребуется в десятки раз меньше времени, чем в уме. При этом Вам нужно сделать всего 6 элементарных арифметических операций и запомнить 8 промежуточных цифр.
|
|
Большинство реальных задач неизмеримо более сложны, чем в приведенному выше задании, и попытки решить их в уме сводят все решение к упрощению задачи до элементарной.
Записывая условия и промежуточные результаты задачи в виде схемы, Вы как бы визуализируете ход своих размышлений, и избегаете необходимости хранить все эти данные в своей оперативной памяти.
Кроме того, Вы можете показать эти схемы своим коллегам и обсуждать их совместно. Говорят, что каждая картинка или схема заменяет тысячу слов.
Итак, в предыдущих разделах главы мы использовали следующие виды схем:
· Системная карта.
· Цикл обратной связи.
· Модель вход-выход.
· Система управления с обратной связью.