Воспитание как социокультурный процесс — система возействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.
Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании) — процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.
Воспитание как педагогический процесс (в узком понимании) — целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.
Движущие силы процесса воспитания — совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.
Цели воспитания — в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле — желаемый результат воспитания.
Закономерности воспитания — объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.
Принципы воспитания — основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.
Перевоспитание — перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.
Самовоспитание — сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
• сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»;
• сущность и специфику движущих сил воспитания;
соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»;
• сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
• анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс;
• выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе;
• устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания.