Вопрос 3. Понятие и виды административно-правового принуждения

1. Административно-правовое принуждение используется как средство обеспе­чения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, выполняет предупредительную, пресекательную, обеспечительную и карательную функции. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном, физи­ческом или ином воздействии на сознание и поведение людей.

2. Административному принуждению присущи следующие признаки:

• применяется на основе закона. Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;

• осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов независимо от желания управляемой стороны;

• персонифицировано, т. е. применяется только к конкретным субъектам административного права, являющимся субъектами административно-правовых отношений;

• для административного принуждения характерен внесудебный и судебный порядок применения.

В соответствии с российским законодательством отдельные меры административного принуждения используются только судами это относится к случаям наложения административных наказаний за совершение административных правонарушений (только предупреждение и штраф применяется в качестве меры наказания должностными лицами органов исполнительной власти государства);

• применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (пра­вила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной бе­зопасности).

3. Административно-правовое принуждение применяется:

• исполнительными органами, уполномоченными на осуществление пра­воохранительных функций в сфере государственного управления (например, орга­нами внутренних дел);

• исполнительными органами, которые наделены специальными пол­номочиями по осуществлению административной власти (например, федеральный антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий).

4. По целевому назначению меры административного принуждения мо­гут быть подразделены на следующие группы:

• административно-предупредительные меры. Меры административного предупреждения используются в целях предупреждения правонаруше­ния в сфере государственного управления, предотвращения обстоя­тельств, угрожающих общественной безопасности;

• административно-пресекательные меры – способы и средства прину­дительного воздействия, применяемые в целях прекращения противо­правного деяния и предотвращения наступления общественно опас­ных последствий;

• меры административно-процессуального обеспечения. Они применяются в ходе расследования административных дел;

• административные наказания. Административное наказание – это кара, применяемая в установленном законом порядке уполномоченным органом (должнос­тным лицом) к виновному физическому и юридическому лицу. Адми­нистративное наказание может выражаться в моральном или матери­альном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права, краткосрочном лишении свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: