Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики, т. е. определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших. В большинстве случаев проведение диагностики предполагает определение: - истоков конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов «борьбы», противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов; - биографии конфликта, т.е. его историю, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии; - участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений; - позиций и отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений; - исходных отношений к конфликту — хотят и могут ли стороны сами решить конфликт, каковы их надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности. При проведении диагностики конфликта достаточно сложным является выявление субъектов конфликта, их затронутых потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия. Для выявления причин конфликта, возможно, использовать метод картографии конфликта, суть которого состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту. Методы управления конфликтами: 1) формулировка претензий обеими сторонами 2) принятие единых целей и общих ценностей 3) координация действий: - пр-п единонач-я, - апелляция к суду, - создание интеграционной службы 4) поощрение 5) принуждение (если возникает угроза сущ-я фирмы) 6) метод приспособления (отказ от личных интересов) 7) компромисс (важен в пол-ке и бизнесе, но он не решает конфликт в целом) 8) сотрудничество (признание за каждым участником конф-та прав) 9) соперничество (70% исходов конфликта – победа 1 стороны, → ответ на конфликт - агрессия). – вредит личным отношениям, - подавляет инициативу участников, - лишает участников уверенности в будущем. Наиболее сложные – межличностные конфликты → нельзя грубить, проявлять высокомерие. Общее правило при зарождении конфликта – «каждая сторона считает себя правой, но права лишь одна, поэтому обе стороны вместе должны искать правду».