Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Исходя из особенностей сторон, выделяются следующие трудовые конфликты между: трудовым коллективом и администрацией; трудовым коллективом и профсоюзным комитетом; администрацией и профкомом; трудовым коллективом и руководством отрасли; трудовыми коллективами разных организаций; трудовыми коллективами и органами управления государства. В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта. Условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.). Система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование финансовых средств; распределение полученной прибыли; участие работников в управлении капиталом; правила проведения приватизации и т.д.). Выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты; погашение долгов и т.п.). Это следующие причины: бюрократическое отношение администрации к интересам работников; бездействие администрации в улучшении условий труда; попытки администрации незаконно уволить работников; незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства; девальвация ценностей трудовой культуры; снижение трудовых и социальных гарантий работающих; изкая заработная плата, несправедливые расценки; несвоевременная выплата заработной платы; нецелевое расходование руководителями финансовых средств; нарушения договорных обязательств по поставкам, оплате и т.д.; рост безработицы; обнищание населения, включая наемных работников. Среди форм разрешения противоречия выделяют: выступления на собраниях коллектива; проведение демонстраций; обращение в прессу, на радио и телевидение; обращение к вышестоящему руководству; обращение за поддержкой к народным депутатам, партиям; предъявление требований через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов, локаутов; забастовки, кот. рассматриваются большинством рабочих как наиб. эффективное средство борьбы за свои права.
|
|
В широком плане предупреждению трудовых конфликтов способствует достижение общей стабилизации в стране. Снижение социальной напряженности возможно лишь при условии улучшения экономического положения страны, стабилизации политической системы, демократизации трудового законодательства, которое отражало бы интересы работающих и выполняло защитные функции.
27. Становление предпринимательства порождает массу Если попытаться трехстороннюю сферу конфликтных противоборств, складывающуюся в процессе становления и развития рыночных отношений, выразить в виде схемы, то она примет вид треугольной пирамиды. Одну плоскость этой пирамиды (а) составят конфликты между предпринимателями и остальными слоями населения. Вторая плоскость этой пирамиды (b) включит в себя всю совокупность конфликтов, в которой предприниматели конфликтуют друг с другом. Наконец, третья (с) плоскость конкурентной борьбы в складывающейся рыночной экономике вместит в себя скрытые и явные противоборства предпринимателей с органами власти и управления. В развертывании конфликтов между предпринимателями и работниками властных структур, кроме социального сравнения (предприниматели, как правило, особенно крупные, живут гораздо лучше, чем госслужащие), действуют и другие факторы. Во-первых, у предпринимателей и чиновников существенно различаются их социальные статусы. Поскольку госслужащие, особенно располагающиеся на нижних ступенях управленческой лестницы, ощущают материальное неблагополучие, что не является характерным для большинства предпринимателей, у первых возникает соблазн поправить свое материальное благосостояние за счет вымогательства, взяток у вторых. Именно взятка рассматривается многими чиновниками как специфическая форма социальной справедливости. Предпринимали же усматривают во взятке как раз совершенно обратное - воплощение социальной несправедливости и основное средство дискриминации со стороны властных структур. Второй специфической причиной, порождающей конфликты между предпринимателями и властными структурами, является несовершенство правового законодательства, регулирующего взаимоотношения бизнесменов с государственными органами. Третья специфическая причина, обуславливающая широкое распространение конфликтов между предпринимателями и государственно-управленческими структурами, состоит в том, что в условиях активного и масштабного действия в постсоветском обществе теневой экономики и так называемого "черного рынка" в предпринимательской среде функционирует немало криминогенных элементов, а также лиц, напрямую связанных с преступными группировками. В основе такого рода конфликтов находятся: 1) неравенство социальных статусов, приводящее к их статусному конфликту; 2) слабая правовая основа их взаимодействия, приводящая к правовому конфликту; 3) противоречие ценностных ориентации и социальных качеств госслуждащего и предпринимателя, приводящее к столкновению двух негативных образов - "коррумпированного чиновника" и "жуликоватого бизнесмена". В процессе проведения переговоров в предпринимательской среде рекомендуется соблюдать несколько достаточно простых правил; 1) признавать права друг друга; 2) выслушивать партнера, не прерывая; 3) демонстрировать понимание точки зрения партнера; 4) выяснить, как партнер воспринимает конфликт; 5) четко формулировать предмет обсуждения; 6) констатировать общие точки зрения; 7) спокойно выяснить, что разъединяет соперников; 8) после этого снова обрисовать содержание конфликта; 9) искать общее решение; 10) принять общее "коммюнике", отметив согласие и оставшиеся расхождения.
|
|