Каждый, кто сдаёт ЕГЭ, должен написать небольшое сочинение, предварительно определив и сформулировав хотя бы одну из проблем, поднятых автором текста, но определить её трудно, если экзаменующийся плохо представляет себе, как это сделать.
Проблема – это «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» [14: 623], «теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования» [15: 490]. При формулировании проблемы предлагают использовать следующие словосочетания: «поставить, выдвинуть, рассмотреть проблему происхождения чего-л., подготовки кого-чего-л., применения, использования, организации, автоматизации, развития чего-л., разоружения, воспитания, образования; коснуться проблемы, уделить внимание проблеме; интересоваться, заниматься проблемой; обратить внимание на проблему, остановиться на проблеме, думать над проблемой» [5: 441]. Но в книгах часто встречаются такие неправильные выражения, как «проблема одиночества» [7:249, 11:224,16:377,18:275], «проблема роли чего-л. в чём-л.» [6:95,96; 19:116;1:32; 17:132,133,134], «проблема сложности взаимоотношений людей» [6:97,17:134] и т.п. Как же избежать таких ошибок?
Давайте поразмышляем вместе. Проблема – это вопрос, задача, которые нужно решить. А кто может решить? Прежде всего люди. Но и все существа, обладающие интеллектом. Значит, в каждом словосочетании мы должны «чувствовать» незримое присутствие субъекта, который решает проблему. Если мы говорим «проблема воспитания детей», то мы знаем, что их воспитывает, например, мать.. Назовём первый критерий условно присутствием разумного субъекта. Вот почему в выражении «проблема роли книги в жизни» («книга играет значительную роль в жизни человека») невидимым субъектом становится книга, которая не может решить ни одного вопроса. А в выражении «проблема влияния телевидения на кого-л.» («телевидение влияет на детей») субъектом становится телевидение, то есть неодушевлённый предмет.
В схеме «проблема + существительное в родительном падеже» зависимое слово должно быть выражено прежде всего существительным, образованным от переходного глагола. Сравните: читать книги – проблема чтения книг; ловить рыбу – проблема ловли; развивать науку – проблема развития. Однако не все существительные, образованные от переходных глаголов, сохраняют значение переходности, например: связать книги – связь времён, творить людей – творчество людей. Правда, иногда встречаются и существительные, образованные от непереходных глаголов, но их можно считать исключениями из правила. Второй критерий назовём переходностью.
При правильном построении фразы её можно трансформировать в вопросительное предложение, прежде всего с наречием «как», притом зависимое слово превращается в инфинитив, а не в глагол в форме настоящего или прошедшего времени. Только так сохраняется возможность будущего решения проблемы, например:
проблема редактирования текста – Как редактировать текст?
проблема озеленения микрорайона – Как озеленить микрорайон?
проблема лечения больных – Как лечить больных?
Теперь попробуем трансформировать словосочетание «проблема зарождения писательского таланта» [16:370]. Получаем:
Как зародился (зарождается) писательский талант? Субъектом стал неодушевлённый предмет. У слова «зарождение» нет значения переходности, потому что оно образовано от возвратного глагола «зародиться» и обозначает не процесс действия, а состояние по значению глагола «зародиться». Разумный субъект никаких проблем не будет решать, так как его нет. Если мы сформулируем проблему иначе, например так: «проблема изучения писательского таланта», то всё становится просто и понятно. Сочетания слов типа «проблема зарождения», «проблема милосердия», «проблема роли книги..», «проблема одиночества» и многие другие допустимы лишь в разговорной речи, но не в литературной, нормированной, тем более письменной.
Превращение словосочетания в вопросительное предложение, то есть трансформация, – это третий критерий. Однако речь идёт не о вопросительных предложениях, с помощью которых пытаются формулировать проблему, ложно интерпретируя её определение. Проблема – это «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» [14: 623], «теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования» [15: 490]. «Вопрос» – это та же «задача», «проблема», но не «обращение, направленное на получение каких-н. сведений, требующее ответа» [14:96].
Проблему, вопрос можно решить по-разному, поэтому четвёртый критерий назовём альтернативностью решения. Когда мы говорим «проблема изучения иностранных языков», то задаём себе вопрос: «Как их изучать?» И такую проблему всегда можно решить альтернативным способом. Но альтернативность исчезает при наличии лишних слов, подсказывающих, как надо решать проблему, например: «проблема гуманного отношения». Как надо относиться? Только гуманно. Альтернативы нет.
Если словосочетание «проблема чего-л.» построено правильно, то главное слово можно заменить словом «задача», например: проблема возвращения культурных ценностей – задача возвращения культурных ценностей; проблема подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ – задача подготовки учащихся и т.д Но такая замена (пятый критерий) невозможна, например, в словосочетании «проблема значения чего-л.» [1:54].
Прокрустово ложе критериев проверки – это рамочная конструкция с определёнными параметрами. Поэтому нам понадобится и шестой критерий, который можно назвать положительностью действия. Словосочетания «проблемы духовной деградации, духовного обнищания» [9:28], «проблема чинопочитания и угодливости» [3:142, 4:185], «проблема коммерциализации культуры» [3:143, 4:186], «проблема тоски по родине» [16:369], «проблема информационного взрыва» [16:374], «проблема насмешки» [16:374], «проблема пренебрежения артистов к нравственным нормам» [16:379], «проблема обесценивания понятия» [16:379], «проблема предательства» [16:381], «проблема жизненных ошибок» [16:382], «проблема засорения русского языка» [17:132], «проблема духовной слепоты» [17:133], «проблема разрушения русской деревни» [18:274] трансформируем в вопросительные предложения:
Как духовно деградировать, духовно обнищать?
Как почитать чины и угождать?
Как коммерциализировать культуру?
Как тосковать по родине?
Как информационно взрывать?
Как насмехаться?
Как должны пренебрегать артисты нравственными нормами?
Как обесценивать понятия?
Как предавать?
Как в жизни ошибаться?
Как засорить русский язык?
Как духовно слепнуть?
Как разрушить русскую деревню?
Разве такого отрицательного действия ожидаем мы от субъекта? Он должен действовать положительно, чтобы решить проблему. Отрицательное значение зависимого слова может быть тогда, когда речь идёт о «святом и правом» деле, например: «проблема уничтожения врага». Или тогда, когда в качестве субъекта действует враг рода человеческого: «проблема разрушения русских деревень». В перечисленных примерах нельзя использовать синоним к слову «проблема», например: проблема засорения русского языка – задача засорения русского языка.
Выработаем и седьмой критерий. Он связан с двумя значениями отглагольных существительных. Первое Т.Ф.Ефремова называет «действием или процессом действия по значению глагола», а второе – «состоянием по значению глагола или результатом действия» [8:VII]. Правильную конструкцию можно образовать только от глагола с первым значением. Можно говорить «проблема назначения молодых специалистов на ответственную должность», но нельзя употреблять выражение «проблема назначения искусства» [3:143, 11:152, 4:186, 16:379]. Можно: «проблема содержания большой семьи», нельзя: «проблема истинного содержания понятия духовности» [3:144, 11:186, 4:184], «проблема пробуждения природы» [12:164]. Можно: «проблема искусственного изменения климата в пустыне», но нельзя: «проблема изменения языка и его причины» [4:183], «проблема изменения в мироощущении человека на войне» [16:373], «проблема изменения отношения выпускников к школьной жизни и одноклассникам» [16:377, 18:279], «проблема изменения отношения к книге» [18:281], «проблема изменения самоощущения человека по мере его взросления» [18:285], «проблема изменения мировосприятия человека» [18:285], «проблема образования (нужно ли человеку получать образование?)» [4:183]. Если слово «изменение» обозначает процесс действия по значению глагола «изменить», то сохраняет значение переходности, а если обозначает состояние, значение переходности исчезает, так как существительное обозначает состояние уже по значению глагола «измениться», сравните:
Люди изменяют климат (проблема искусственного изменения климата). Как изменить климат? Климат не сам изменяется, а его изменяют. А язык, мироощущение, отношение, самоощущение, мировосприятие изменяются без активного участия разумного субъекта.
А как быть с существительными, которые не обозначают ни действия, ни процесса, ни состояния? Можно ли говорить проблема «войны, мира, экономики, политики, идеологии, морали, будущего, теории, практики» [5:441;13:132; 7:215], культуры, спорта, школы, искусства? Конечно, можно, но они не годятся для сочинения, потому что они обозначают различную сферу деятельности, как говорит Евгений Базаров, «общее место» и не конкретизируют проблему. Сравните:
проблемы экономики – экономические проблемы,
проблемы политики – политические проблемы,
проблемы будущего – будущие проблемы и т.д.
Часто путают понятия «проблема» и «тема»: «проблема любви» вместо «тема любви», «проблема войны» вместо «тема войны», «проблема дружбы» вместо «тема дружбы», «проблема одиночества» вместо «тема одиночества» и т. д.
Особое внимание следует обратить на словосочетания типа «проблема влияния (воздействия) чего-л. на кого-л.»: «проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека» [3:142, 4:187] «проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека» [4:184], «проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека» [16:375], «проблема влияния фамилии на отношение к человеку» [16:375], «проблема влияния природы на человека» [16:376], «проблема влияния детства на формирование характера человека» [16:381], «проблема положительного и отрицательного влияния научно-технического прогресса на существование человечества» [18:278], «проблема воздействия шума на человека» [16:383], «проблема воздействия художественной литературы на духовное становление человека» [18:277], «проблема влияния материнской любви на формирование…» [18:284] и др. Во всех этих словосочетаниях в качестве предполагаемого субъекта выступает неодушевлённый предмет, который, конечно, не в состоянии решить проблему. К тому же существительные «влияние», «воздействие» образованы от непереходных глаголов, а «проблему» нельзя заменить «задачей». Задаём вопрос: «Как влияет телевидение на людей?» Хорошо или плохо. Как видите, далеко не каждый вопрос (вопросительное предложение) может быть проблемным. Кстати, слово «вопрос» имеет три значения, из которых нас интересует лишь второе: «вопрос – то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема» [14:96]. Начертим таблицу.
№№ п / п | Проблема + сущ. в род. п. (вариант исправления ошибки*) | источник | номера критериев | ||||||
П. зависти (воспитания положительных чувств) | 13:7 | - | - | - | - | - | - | - | |
гуманного отношения к людям (отношения к людям) | 13:8; 4:185 | + | – | + | – | – | + | – | |
выбора жизненной позиции | 13:9 | + | + | + | + | + | + | + | |
духовности (воспитания духовности) | 13:11; 3:144; 11:186; 4:184 16:374,383 | – | – | – | – | – | – | – | |
духовности в искусстве (изображения духовности…) | 4:184 | – | – | – | – | – | – | – | |
одиночества (борьбы с одиночеством) | 13:14; 7: 249; 11:224;16:377 18:275 | – | – | – | – | – | – | – | |
«отцов и детей» (взаимоотношения «отцов и детей») | 13:14,40,125; 7:249; 11:224 | – | – | – | – | – | – | – | |
экологии культуры (изучения экологии культуры) | 13:14 | – | – | – | – | – | – | – | |
ответственности (воспитания чувства ответственности) | 13:14;18:284 | – | – | – | – | – | – | – | |
патриотизма (воспитания чувства патриотизма) | 13:14,90 | – | – | – | – | – | – | – | |
войны, мира, экономики, политики, идеологии, морали, будущего, теории, практики** | 5:441;13:132; 7:215;16:373, | – | – | – | – | – | – | – | |
искренности человеческого слова** | 13:21;18:279 | – | – | – | – | – | – | – | |
свободы личности** | 13:23 | + | – | – | – | – | – | – | |
нравственной ответственности (нравственного выбора) | 13:26;16:378 18:280 | – | – | – | – | – | – | – | |
дружбы (тема дружбы) героизма (проявления героизма), предательства (воспитания патриотизма) | 13:27;16:374 | – + | – + | + – | – – | – – | – – | – + | |
знания и нравственности, ума и сердца, соотношения разума и чувства** | 13:37 | – | – | – | – | – | – | – | |
интеллигентности (определения понятия «интеллигентность») | 13:37 | – | – | – | – | – | – | – | |
экологии (изучения экологии) | 13:71,72,101 | – | – | – | – | – | – | – | |
роли детства в жизни человека (тема детства) | 13:73,143:17: 132,133,134 | – | – | – | – | – | – | – | |
роли игрушки, книги в воспитании ребёнка (воспитания ребёнка с помощью игрушки, книги) | 6:95, 96; 1:32 | – | – | – | – | – | – | – | |
равнодушного отношения людей к окружающему их злу (отношения людей к окружающему их злу) | 13:98 | + | – | – | – | – | – | – | |
активного противостояния злу (неприятия зла) | 13:98 | + | – | – | – | + | + | – | |
сквернословия (недопущения сквернословия) | 13:119 | – | – | – | – | – | – | – | |
гуманизма (толкования понятия «гуманизм») | 13:119 | – | – | – | – | – | – | – | |
гуманного отношения ко всему живому (отношения ко всему живому) | 11:153; 13:119; 3:143 | + | – | – | – | + | + | – | |
истинных и мнимых жизненных ценностей (отношения наших соотечественников к материальным и духовным ценностям; определения и выбора жизненных ценностей) | 13:121,143 18:277,279 | – | – | – | – | – | – | – | |
духовной свободы, самостоятельности нации и отдельной личности (сохранения пространственной и духовной территории отдельного человека и целого народа) | 13:122 | – | – | – | – | – | – | – | |
человеческого духа (определения понятия «человеческий дух» | 13:124 | – | – | – | – | – | – | – | |
родины (тема родины) | 13:131 | – | – | – | – | – | – | – | |
назначения искусства (определения назначения и.) | 13:142; 4:186 3:143; 11:152 16:379 | – | – | – | – | – | – | – | |
памяти о войне (сохранения памяти о войне) | 13:142; 3:142 16:369 | – | – | – | – | – | – | – | |
исторической памяти (сохранения исторической памяти) | 13:142;16:372 | – | – | – | – | – | – | – | |
внутреннего мира человека (изображения внутреннего мира человека) | 6:112 | – | – | – | – | – | – | – | |
нравственных критериев (составления нравственных к…); критерия оценки ума, возможности человека в познании мира (оценки ума…) | 6:112 2:51 | – | – | – | – | – | – | – | |
духовной деградации, духовного обнищания (преодоления духовной деградации, духовного обнищания) | 9:28 | – | – | – | – | – | – | – | |
чинопочитания и угодливости (избавления человека от …) | 3:142; 4:185 | – | – | – | – | – | – | – | |
чувства собственного достоинства (воспитания чувства…) | 3:142; 4:185 | – | – | – | – | – | – | – | |
свободы (тема свободы или п. обретения свободы) | 3:142; 4:185 | – | – | – | – | – | – | – | |
влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека (использования телевидения для влияния на…) | 3:142; 4:187 16:375 | – | – | – | – | – | – | + | |
влияния фамилии на отношение к человеку (выбора фамилии человека) | 16:375 | – | – | – | – | – | – | + | |
влияния детства на формирование характера человека (формирования характера человека в детские годы) | 16:381;18:284 | – | – | – | – | – | – | + | |
влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (развития личности учёного под влиянием научной деятельности) | 4:184 | – | – | – | – | – | – | + | |
положительного и отрицательного влияния научно-технического прогресса на существование человечества (развития науки и техники в 21 веке) | 18:278; | – | – | – | – | – | – | + | |
воздействия шума на человека (уменьшения, убавления шума…) | 16:383;18:277 | – | – | – | – | – | – | + | |
любви как главной силы жизни** | 18:277 | – | – | – | – | – | – | – | |
любви к родным местам (воспитания чувства любви к…) | 7:215, 228; 11:152 | – | – | – | – | – | – | – | |
взаимосвязи жизни человека с природой (использования природных богатств) | 7:228; 11:152 16:377;16:382 | – | – | – | – | – | – | – | |
материнской любви (проявления материнской любви) | 7:249; 11:224 | – | – | – | – | – | – | – | |
противостояния укоренившегося мнения, общепринятой точки зрения совершённому открытию (преодоления укоренившегося…) | 6:96;16:370 | – | – | – | – | – | – | – | |
сложности взаимоотношений людей разных поколений, учителя и ученика (взаимоотношений…) | 6:97;17:134 | – | – | – | – | – | – | – | |
интереса людей к различным передачам (выбора передач…) | 3:142; 4:187 | – | – | – | – | – | – | – | |
канцелярита (искоренения канцеляризмов…) | 3:142; 4:186 16:383 | – | – | – | – | – | – | – | |
ответственности и уважительного отношения к собеседникам и к языку (воспитания чувства уважения к…) | 3:142; 4:186 16:383 | – | – | – | – | – | – | – | |
нравственной прочности человека (испытания человека на его нравственную прочность) | 3:143; 11:153 4:185 | – | – | – | – | – | – | – | |
совести (воспитания совестливых детей) | 3:143; 11:153 4:185;16:383 | – | – | – | – | – | – | – | |
коммерциализации культуры (сохранения культуры) | 3:143; 4:186 | ||||||||
человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия (воспитания в детях положительных качеств…) | 3:144; 11:201 | – | – | – | – | – | – | – | |
истинного содержания понятия духовности (определения понятия «духовность») | 3:144; 11:186 4:184 | – | – | – | – | – | – | – | |
пробуждения природы (изображения природы) | 12:164 | – | – | – | – | – | – | – | |
лучших нравственных качеств человека (воспитания лучших нравственных качеств в человеке) | 12:164 | – | – | – | – | – | – | – | |
первых весенних цветов (выращивания первых…) | 12:164 | – | – | – | – | – | – | – | |
ощущения родины (сохранения чувства родины) | 3:143; 11:152 4:186 | ||||||||
критического отношения к собственным знаниям (отношения к …) | 2:51 | – | – | ||||||
невосполнимости культурных богатств (сохранения к…) | 10:108,165 | – | – | – | – | – | – | – | |
человека и природы (использования природных богатств) | 19:110 | – | – | – | – | – | – | – | |
эстетического воздействия природы на человека** | 19:110 | – | – | – | – | – | – | – | |
человека и стихии** | 19:112 | – | – | – | – | – | – | – | |
вопросов этики** | 19:112 | – | – | – | – | – | – | – | |
ответственности людей за сохранение природы (сохранения природы) | 19:113;16:380 18:275 | – | – | – | – | – | – | – | |
нравственности** | 19:115 | – | – | – | – | – | – | – | |
этического поведения человека в обществе (соблюдения правил поведения в общественных местах) | 19:115 | – | – | – | – | – | – | – | |
уважения к общественному труду и общественному мнению (привития чувства уважения к…) | 19:115 | – | – | ||||||
роли дружбы для людей (сохранения и развития дружбы) | 19:116 | – | – | – | – | – | – | – | |
Язык – большая ценность народа, его нужно беречь (сохранения родного языка) | 19:117 | – | – | – | – | – | – | – | |
отражения в сказках народных представлений о жизни, о достижении жизненных целей (изучения сказок) | 1:32 | – | – | – | – | – | – | – | |
значения выбора имени ребёнку (выбора имени ребёнку) | 1:54 | – | – | – | – | – | – | – | |
смысла, цели писательского труда и особенностей писательского таланта (обоснования полезности писательского труда) | 1:64 | – | – | – | – | – | – | – | |
соотношения реальной жизни и жизни, изображённой в книге (сопоставления реальной …) | 1:64;16:382, 383;18:285 | – | – | – | – | – | – | – | |
изменения языка и его причины** | 4:183;16:373 16:377 | – | – | + | + | – | + | – | |
процессов, происходящих в современном русском языке (изучения процессов…) | 4:183 | – | – | – | – | – | – | – | |
мер по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка** | 4:183 | – | – | – | – | – | – | – | |
образования (получения образования) | 4:183 | – | – | – | – | – | – | – | |
своевременного получения образования (получения…) | 4:183 | – | |||||||
драматичной судьбы неординарной личности (развития неординарной личности) | 16:369 | – | – | – | – | – | – | – | |
тоски по родине (преодоления тоски по родине) | 16:369 | – | – | – | – | – | – | – | |
увлечения подростков виртуальным общением ** | 16:369 | – | – | – | – | – | – | – | |
зарождения и развития писательского таланта (развития…) | 16:370 | – | – | + | – | – | – | – | |
самоотверженной преданности своему делу** | 16:371 | – | – | – | – | – | – | – | |
человеческой силы и слабости** | 16:371 | – | – | – | – | – | – | – | |
противостояния человеческого благородства и жестокости** | 16:371 | – | – | – | – | – | – | – | |
извечного противостояния добра и зла** | 18:277 | – | – | – | – | – | – | – | |
романтики труда учёного** | 16:372 | – | – | – | – | – | – | – | |
радости открытия** | 16:372 | – | – | – | – | – | – | – | |
солдатской судьбы** | 16:372 | – | – | – | – | – | – | – | |
мужества и стойкости человека на войне** | 16:373 | – | – | – | – | – | – | – | |
благодарности** | 16:374 | – | – | – | – | – | – | – | |
добра и зла** | 16:374 | – | – | – | – | – | – | – | |
«информационного взрыва»** | 16:374 | – | – | – | – | – | – | – | |
общности чувств у разных поколений молодых людей** | 16:374 | – | – | – | – | – | – | – | |
подвижничества русских писателей** | 16:376 | – | – | – | – | – | – | – | |
взаимодействия человека и природы** | 16:376 | – | – | – | – | – | – | – | |
влияния природы на человека (использования природных богатств) | 16:376 | – | – | – | – | – | – | – | |
взросления** | 16:377;18:279 | – | – | – | – | – | – | – | |
связи литературы с жизнью** | 16:377;18:279 | – | – | – | – | – | – | – | |
верности своему слову** | 16:378 | – | – | – | – | – | – | – | |
пренебрежения артистов к нравственным нормам** | 16:379 | + | – | – | – | – | – | – | |
обесценивания понятия «звезда»** | 16:379 | – | – | – | – | – | – | – | |
человеческой ограниченности** | 16:380 | – | – | – | – | – | – | – | |
бессмертия книги** | 16:380 | – | – | – | – | – | – | – | |
случайности и закономерности в жизни человека** | 16:380 | – | – | – | – | – | – | – | |
завышенной оценки человеком своих возможностей (оценки…) | 16:381 | – | |||||||
противоречивости человеческих поступков (преодоления противоречивости…) | 16:381 | – | – | – | – | – | – | – | |
бережного отношения к чувствам людей (отношения к людям) | 16:381 | – | |||||||
предательства** | 16:381 | – | |||||||
взаимоотношений подростков (улучшения взаимоотношений…) | 16:381,383 | – | – | ||||||
человеческого поступка** | 16:381 | – | – | – | – | – | – | – | |
возникновения потребности людей покупать цветы** | 16:382 | – | – | – | – | – | – | – | |
красивого и безобразного в жизни** | 16:382 | – | – | – | – | – | – | – | |
жизненных ошибок и возможности их исправления (исправления жизненных ошибок) | 16:382 | – | – | – | – | – | – | – | |
наследственности и воспитания (воспитания …) | 17:131 | – | – | – | – | – | – | – | |
истинности литературного таланта** | 17:131 | – | – | – | – | – | – | – | |
творчества и денег** | 17:131 | – | – | – | – | – | – | – | |
засорения русского языка (сохранения и развития русск…) | 17:132 | – | |||||||
соответствия природы народу** | 17:132 | – | – | ||||||
талантливого человека** | 17:133 | – | – | – | – | – | – | – | |
духовной слепоты (лечения духовной…) | 17:133,134 | – | – | – | – | – | – | – | |
Природа – источник духовных сил человека** | 17:133 | – | – | – | – | – | – | – | |
сложности человеческой жизни** | 17:134 | – | – | – | – | – | – | – | |
раннего взросления детей в годы войны** | 18:273 | + | – | – | – | – | – | ||
бесчеловечности войны** | 18:273 | – | – | – | – | – | – | – | |
разрушения русской деревни (восстановления русской…) | 18:274 | – | |||||||
необходимости возрождения русской деревни (возрожд…) | 18:275,283 | – | – | – | – | – | – | – | |
неуважительного отношения к русской деревне (отношения…) | 18:275 | – | |||||||
цельности характера русской женщины** | 18:275 | – | – | – | – | – | – | – | |
оскудения духовности** | 18:276 | – | – | – | – | – | – | – | |
стремления человека к духовной комфортности** | 18:276 | – | |||||||
ценности времени в жизни молодого человека** | 18:276 | – | – | – | – | – | – | – | |
ценности книги** | 18:281 | – | – | – | – | – | – | – | |
сходства восприятия мира детьми и творческими людьми** | 18:278 | – | – | – | – | – | – | – | |
ханжества и цинизма (искоренения ханжества…) | 18:277 | – | – | – | – | – | – | – | |
«стоимости» поступка по совести** | 18:279 | – | – | – | – | – | – | – | |
природы чувства любви к Отчизне (толкования понятия «патриотизм») | 18:279 | – | – | – | – | – | – | – | |
изменения отношения выпускников к школьной жизни** | 18:279,285 | – | |||||||
веры как проявления нравственной стойкости человека** | 18:280 | – | – | – | – | – | – | – | |
преимущества компьютера перед книгой** | 18:281 | – | – | – | – | – | – | – | |
жизненной силы** | 18:281 | – | – | – | – | – | – | – | |
особенностей детского мировосприятия** | 18:281 | – | – | – | – | – | – | – | |
бездомных животных (защиты бездомных…) | 18:282 | – | – | – | – | – | – | – | |
поведения человека в экстремальных условиях** | 18:282 | – | – | – | – | – | – | – | |
возникновения недоверия родителей по отношению к своим детям (преодоления недоверия…) | 18:283 | – | |||||||
сиротства ** | 18:284 | – | – | – | – | – | – | – | |
способности человека к поступку** | 18:284 | – | – | – | – | – | – | – | |
проявления материнской любви** | 18:284 |
*Предлагается вариант исправления ошибки в строении лишь самого словосочетания, а формулирование проблем, поднятых в текстах – на совести авторов книг. ** «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить – это уж бог знает!» (М.Ю.Лермонтов)
Приложение № 1