Понятие власти в современном русском обыденном языке

Власть это: право и возможность распоряжаться кем-, чем-нибудь, подчинять его своей воле (в этом смысле говорится, например, о родительской власти и т.п.);
политическое господство, государственное управление (в этом смысле говорят о том, что кто-либо может прийти к власти, быть у власти);
лицо, облеченное правительственными, административными полномочиями (в этом смысле говорят о носителе власти, например, местная власть.

Слово «власть» имеется, по-видимому, в любом обыденном языке, и них оно обычно используется приблизительно в тех же основных значениях, что и в русском, белорусском языках. Проиллюстрируем содержание данного понятия на примере английского языка. В нем слово «власть» ( по англ. - power ) восходит к латинскому глаголу potere, который на русский язык переводится, как « быть в состоянии», «мочь», «иметь возможность» (потенцию). Как и в русском языке, в английском языке понятие власти является также обозначением державы, государства со всей его мощью, а также процесса управления им. Власть как государственное управление в английском языке обозначается, однако, уже не словом «power», а словами «господство» (по англ. rule (ср. – рулить), governance – править, властвовать), а также авторитет (по англ .– authority). Этимология и современное содержание слова «власть» и в русском, и в белорусском, и в английском, и во многих других языках свидетельствует о чрезвычайно многообразном и сложном характере данного явления, и уже само по себе позволяет прийти к следующему предварительному обобщению.

Связанные с феноменом власти разнообразные отношения проникают во все сферы общественной жизни сферу управления, материальной и духовной деятельности людей, жизнь отдельного человека, а также больших и малых групп людей. Данное обстоятельство является важным свидетельством возможности существования особой философии власти, философии управления вообще, государственного управления, в особенности, какой исторически и являлась политическая философия.

Эта философия возникла еще в древнем мире и первоначально была связана с государственными властными отношениями. В ее рамках оживленно обсуждались следующие проблемы: что такое «наилучшее государственное устройство», каковы его функции, каким образом следует государством управлять эффективно.

Эти вопросы занимали центральное место в практической философииДревнего мира, которая состояла из двух частей - этики, или философии морали и поведения, с одной стороны, и философии государственного управления, философии власти – с другой.

Уже древнекитайские мыслители Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян и др., древнеиндийские создатели «Законов Ману», древнегреческие философы Платон («Государство», «Законы»), Аристотель («Политика», «Афинская полития») и др. выработали сложноорганизованную систему взглядов на наиболее общие основания оптимального устройства и функционирования государства - философию государственного управления.

В средние века в анализ проблем государственного управления и власти серьезный вклад внесли Аврелий Августин («О граде Божьем»), Фома Аквинский. Отечественная философия государственного управления в это время развивалась в посланиях и словах Кирилла Туровского.

В эпоху Возрождения проблемами философии государственного управления и власти обстоятельно занимался Н.Макиавелли («Государь»). В нашем Отечестве им серьезное внимание уделяли Ф.Скорина, а также Андрей Волан (1520-1610) («О государе или его личных добродетелях»).

В Новое время проблемы политической философии оказались в центре внимания многих мыслителей. Например, согласно белорусскому философу Симеону Полоцкому (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович (1629-1680)), именно философия – незаменимая помощница в строительстве сильного государства, наставление жить справедливо, говорить достойно, не бояться сильных мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека. Двумя крыльями этой философии, по Симеону Полоцкому, должны быть образование (просвещение) и книгопечатание. На эти и другие проблемы политической философии обращали еще большее внимание Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, И. Фихте, Г. Гегель, И. Бентам и др. философы.

В неклассической философии политическая философия стала трактоваться уже не только как философия государственного управления, но как философия власти вообще, т.е. философия организации коллективной совместной жизни людей в целом.

Серьезный вклад в ее формирование и развитие в ХIХ в. внесли и О.Конт, и Дж.Ст.Милль, и К.Маркс. В ХХ в. проблемы политической философии оказались объектом специального изучения в работах М.Вебера, В.И.Ленина, А.Грамши, Дж.Дьюи, М.Фуко, Ю.Хабермаса, Ж.Делеза, К.Касториадиса, Дж.Роулза и др.

В наши дни политическая философия является сложноорганизованной системой философского знания, в которой обсуждаются проблемы власти, государства, справедливости вообще, а также наиболее общие основания их конкретно-исторических форм – свободы слова и демократии, прав человека и государства. Такая составная часть современной политической философии, как философия государственного управления является, например, важной мировоззренческой и методологической предпосылкой опыта и искусства, конкретно-научной теории и практики государственного управления. Объясняется это тем, что и в наши дни, в эпоху глобализации при изучении проблем государственного управления, власти взгляды философов древних греков, индийцев и китайцев все еще остаются востребованными, а сами они остаются во многом нашими учителями, сумев четко сформулировать и обосновать многие, еще не утратившие своей принципиальной возможности практической реализации модели эффективного государственного управления и реализации властных отношений.

Значение исторического наследия философского изучения проблем государства и власти не только в Древнем мире, но и в целом сегодня трудно переоценить также и потому, что государство все еще остается ведущим игроком на поле главных действующих сил современности; оно по-прежнему оказывает определяющее влияние на характер общественных отношений внутри определенного типа социума; оно во многом продолжает определять репертуар взаимоотношений некоторого социума с окружающей средой; а проблемы власти остаются и в наши дни не менее, а может быть даже и более актуальными, чем прежде.

Особую практическую актуальность вопросы истории и теории философии государственного управления, власти имеют для молодого белорусского государства, которое сегодня практически решает задачу оптимального встраивания в интересы и потребности людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: