Кмц как процесс целенаправлен перемещения опред объема инфо от одного субъекта к другому, имеющий определенный эффект

Информационно-процессный подход

=трансмиссионный, кибернетический, исторически первый

Понятия: инфо, энтропия, источники, получатели, шумы и помехи, средства и каналы взм.

Кмц как процесс целенаправлен перемещения опред объема инфо от одного субъекта к другому, имеющий определенный эффект.

Базовая модель кмц Лассвелла: Source – кто; Мessage – что; Channel – по какому каналу; Receiver – кому; Effect – с каким эффектом.

Математическая модель кмц Шэннона и Вивера – точный количественный анализ процесса передачи инфо, возможность измерять качество перемещения передачи инфо от источника к получателю и определять факторы, которые могли повлиять на характеристики коммуникации.

В этой модели можно точно иссл-ть точность передачи инф-ии и выявить факторы, увеличивающие/уменьшающие точность. Модель включает пять элементов: источник информации, сообщение, канал передачи и получателя, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). Источник (S)+((E)Энтропия – некий набор сообщений)) – кодирование, шум источника – передатчик – сигнал, шум канала – канал – декодер. приёмник – шум получателя – преобраз. сигнал получателя (R2). Источник выбирает послание из набора доступных ему возможных посланий. Это послание посредством передатчика трансформируется в сигнал, кот. по каналу отправл. к приёмнику, приёмник преобраз. переданный сигнал в послание и доставляет его получателю. Любое искажение информации называется шумами. Шум источника + шум получателя = семантический. Семантический шум – это неправ. использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот. связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании. Пространство инф. выборов (Е), по Ш. и В., это энтропия – кол-венная хар-ка меры неопределённости, понятие обратное «информации». Любое сообщение может быть измерено по равному кол-ву содержащейся в нём инф-ии = (по Ш. и В.) объёму неопределённости, кот. это сообщение снижает у получателя. Достоинства и недостатки* модели: 1.данная модель впервые разделили приёмника и получателя, источника и передатчика и дала возможность более строго описать процесс перемещения инф. в ком. взаим-ии. 2. модель даёт матем. формулы для оценки качества ком-ии и потери инф-ии. 3. предложена универсальная классификация ком. шумов. 4. сформулирована важная теорема об избыточности сообщения. 1.*модель имеет преимущественно кол-венный хар-р, в ней не учтены содержат. аспекты взаим-ий. 2. не предусмотрно обратной связи.

3 уровня проблем:

технические – насколько точно можно передать кмкт знаки?

семантические - насколько точно передаваемые знаки выражают желаемое значение? проблемы эффективности – насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на поведение в желаемом направлении?

Все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Цель: понять, как можно улучшить точность и эффективность процесса информационного взаимодействия.

Короче говоря: эта модель показывает насколько точно доходит сообщение до получателя и какие факторы на него воздействуют. Семантические шумы воздействуют на этапе кодирования и декодирования сообщения. Механические – шумы канала, неполадки в технике, частичная потеря инфы и т.д. Отличительная черта – впервые приемник и получатель разделены. Минус – отображает только одностороннюю коммуникацию, нет обратного процесса.

Социально-психологическая модель Т.Ньюкомба рассматривает отношения между участниками и объектом кмц и описывает влияние этих отношений на характер и результат кмкт взаимодействия.

- что побуждает сб вступать в кмц?

- как влияют отношения между сб на кмц?

- какие возможны псих эффекты кмц между 2 субъектами

Потребность в ориентации явл. одной из важнейших психолог. потребностей человека, неудовлетворение ведёт к стрессу. Хар-ка ком. действий субъекта: Н. предложил воспользоваться в рамках соц.-психологоич. понятием аттитюд – обусловленная когнетивно, эмоц. окрашенная предрасположенность к какому-либо объекту или ситуации, предшествующему ситуации; своеоб. установка на определённый объект (1. Позитивная полярность – симпатия и стремление к объекту; 2. Негативная полярность – антипатия, избегание). Люб. элементарная ком. ситуация имеет базовое стремление к симметрии (совпадение направленностей аттитюдов по отнош. к объекту). Согласно Н., общая направленность к симметрии способна породить огранич. набор психологич. последствий ком-ии. Основн. психологич. последствия элементарной ком-ии: 1) автоматич. симметрия – до начала ком-ии имеют место позитивные и межсубъектные аттитюды АВ и ВА, а объектные ат. АХ и ВХ совпадают по направленности. 2) объектные ат. АХ и ВХ до начала ком-ии не совпадают. 3) достижение мнимой симметрии (псевдосимметрия). Эффект ком-ии, при кот. объектные ат. АХ и ВХ не изменяются, но один из субъектов или оба конструируют для себя вообр-ый эф. ком-ии, кот. закляч-ся в том, что партнёр среагировал на аргументы и хотя бы частично изменил свой объектный аттитюд.) Такого рода эф. ком-ии позволяет субъектам сохранить позитивные межличностные отнош. и защитить свой внутр. психологич. мир. 4) достижение негативной симметрии – ат. объектов сохраняются (АХ и ВХ), межсубъектные – меняются в противоположн. сторону (АВ и ВА). 5) несимметричн. исход ком-ии – достижение толерантного согласия о несовпадении позиций при сохран. позитивных межсуб. ат-ов. Основн. достоинства модели Ньюкомба: 1) детальное описание всех возможных психологич. эффектов ком. взаим-я. 2) применимость для разных уровней ком-ии. Недостатки: В ней описываются скорее эф-ты ком-ии. чем реальные механизмы перемещения информ.

Основа: элементарная кмц – во взаимодействии по крайней мере два индивида и его предметом будет выступать некоторый общий объект или тема. Задача кмц – обеспечение субъектов одновременной ориентацией относительно предмета кмц и относительно друг друга. Ориентация – позитивные или негативные аттитюды. Симметрия – однонаправленность аттитюдов. Кмц имеет тенденцию к симметрии.

Результаты, если межсуб аттитюды положит, но объектные не совпадают:

1. переубеждение 2. достижение псевдосимм (I-если для сохранения отношений убедил себя, II-если сделал вид, что его убедили), 3. негативн симм (межсуб - негатив), 4. толерантное согласие с фактом ассимм.

Короче говоря: аттитюд – отношение к чему-либо или кому-либо, установка. Есть пять вариантов результата коммуникации: 1) автоматическая симметрия – когда до начала коммуникации аттиюды уже совпадают, т.е. согласие достигнуто еще до начала спора. 2) аттитюды к объекту изначально разные, но в последствии один из субъектов меняет мнение и получается симметрия. 3) псевдосимметрия – аттитюды не меняются, но один из субъектов или оба воображают, что второй изменил свое мнение. 4) негативная симметрия: все остаются при своем мнении по отношению к обсуждаемому объекту, но меняют отношение к друг другу или один к другому. 5) нет симметрии – аттитюды сохраняются прежними, но субъекты достигают толерантного согласия о несовпадении позиций и сохраняют положительные отношения между друг другом. Модель хороша тем, что описывает все возможные эффекты коммуникации. Плоха тем, что описывает скорей результат коммуникации, чем сам процесс и механизмы.

Интегральная (обобщенная) модель Вестли и Маклина показывает, каким образом с помощью кмц может быть удовлетворена потребность социального субъекта в ориентации относительно некоторого объекта в условиях его различной информац доступности. Описывает межличностную и МК. Роль массмедиа – «привратника»! Кмц начинается, когда субъект начинает ощущать потребность в ориентации относительно объектов в окружающей его среде.

Предусматривает возможность обратной связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: