Научные основы филологического образования

(русский язык и литература)

Предметной областью филологического образования является филология – комплекс наук, обращенных к слову как единице языка, к словесному высказыванию (тексту), к словесно-художественному творчеству (произведению).

Филология, по мысли С.С. Аверинцева, «содружество гуманитарных дисциплин, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковый и стилистический анализ письменных текстов»[4]. На непосредственную связь филологии и культуры указывает и Ю.М. Лотман, определяя пространство культуры как «пространство некоторой общей памяти, т. е. пространство, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и быть актуализированы»[5].

Филологическое образованиепредполагает не только практическое освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и теоретическое постижение языка/речи как многофункциональной системы, но и духовное, эстетическое приобщение к красоте и богатству художественного слова, к национальной картине мира[6], воплощенной, в частности, и в произведениях классической литературы, к отечественной и мировой культуре в целом. Средствами «Русского языка» и «Литературы» формируется языковая личность, ментальность носителя языка, его национально-культурная идентичность, создаются богатые возможности для благоприятного личностного развития и позитивной самореализации учащихся.

Основополагающими принципами полноценного изучения русского языка и литературы являются научность (достоверность и обоснованность положений, системность и упорядоченность знаний и пр.) и историзм, предполагающий рассмотрение явлений в их становлении, развитии, изменении.

Изучение и преподавание русского языка и литературы основывается на общегуманитарных научных подходах, среди которых важное место занимают герменевтический [7] и культурно-антропологический [8] подходы.

Лингвистика и литературоведение как научные дисциплины определяют содержательное наполнение учебных предметов «Русский язык» и «Литература», способствуют формированию основ научного мышления учащихся и освоения ими универсальных познавательных умений.

Методологической основой школьных предметов «Русский язык» и «Литература» являются также положения общей дидактики, педагогики, возрастной психологии. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в ФГОС, предполагает реализацию системно-деятельностного подхода как одного из условий формирования компетенций учащихся в области русского языка и литературы. Процесс изучения русского языка и литературы в школе опирается на принципы личностно-ориентированного обучения[9], предусматривающего наличие обязательной и вариативной составляющей в содержании образования[10].

Методологические основы изучения русского языка обусловлены его определяющей ролью в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в раскрытии ее духовного потенциала, в формировании национального самосознания, мировоззрения и гражданской позиции.

Изучение русского языка в школе основывается на достижениях современного языкознания и исторически сложившихся методах лингвистических исследований и должно соответствовать общепризнанным научно-педагогическим положениям.

· Изучение русского языка как объективно данного, исторически изменчивого, доступного познанию семиотического явления.

· Изучение русского языка как сложной многоуровневой системы.

· Разграничение языка как социального явления и речи как индивидуального, каждый раз нового употребления языка.

· Признание основополагающим принципа обучения русскому языку как полифункциональному явлению при доминировании коммуникативной функции как ключевой, влияющей на качество и результаты общения.

· Опора на представление о тексте как важнейшем предмете филологии и одновременно инструменте обучения, как целостной единице языка, речи и культуры.

· Признание нормативности и вариативности средств выражения неотъемлемым свойством развитого литературного языка.

· Понимание русского литературного языка как развивающейся системы (реализация синхронического и диахронического подходов в их взаимодействии).

Методологические основы изучения литературы обусловлены уникальностью литературы как объекта школьного изучения.

Эстетическая природа литературы как искусства слова определяет специфику школьного предмета. Изучение литературы предполагает творческое взаимодействие («диалог») читателя с художественным произведением как феноменом образного словесного постижения мира и обращение к литературоведению как науке (история, теория литературы), а также к суждениям литературной критики. Литература оказывает эстетическое воздействие на личность ученика в целом, на его ум и чувства, а литературоведение как рациональное постижение литературы углубляет эстетическое наслаждение, делает его осмысленным. Поэтому эстетическое воздействие заключает в себе высокую меру воспитательного влияния и реализацию познавательного, коммуникативного потенциала предмета.

Изучение литературы в школе основывается на традиционных методах литературоведческих исследований (биографический, культурно-исторический, сравнительно-исторический, формальный, структурно-семиотический, рецептивный и др.), достижениях современной филологической науки и должно соответствовать общепризнанным научно-педагогическим положениям.

· Изучение литературы на основе первичного восприятия прочитанного произведения; дальнейшее осмысление, уточнение и обогащение данного восприятия, что ведет к глубокому пониманию произведения.

· Постижение художественного произведения в единстве формы и содержания, «языка» (в широком понимании) и смысла, приемов и идей. Слово и другие единицы языка, словесный образ определяют специфику литературы среди других видов искусства.

· Толкование художественного образа как субъективной (авторско-читательской) версии реальности, эстетического представления о мире, формы его эмоционально-интеллектуального освоения.

· Понимание знаково-символической словесной природы образа (и литературы вообще), возможности неоднозначного толкования, поиск новых смыслов художественного высказывания и в то же время осознание необходимости корректной интерпретации образа, соотносимой с авторской позицией.

· Освоение в ходе изучения литературы духовного опыта человечества и отечественных нравственно-религиозных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных систем и традиций.

· Изучение литературного процесса на историко-хронологической основе, с учетом многообразия факторов, воздействующих на развитие словесного искусства; осмысление сложной взаимосвязи литературы и истории, наряду с пониманием нелинейной, самоценной и своеобразной эволюции литературы.

· Обращение к историко-функциональному аспекту, проблемам бытия литературы во времени, в читательском восприятии; внимание к литературной критике и публицистике, к оценкам и переоценкам произведений/авторов в кино и театральном искусстве, в живописи и музыке, в массовом сознании.

Преемственность в филологическом образовании на всех ступенях общего образования (начальное, основное и среднее) обеспечивают компоненты, гарантирующие целостность, последовательность и системность всего образовательного процесса:

- методологическое единство;

- единство целей обучения, развития и воспитания;

- единство концептуальных подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся.

Преемственность проявляется в построении процесса обучения русскому языку и литературе на основах, заложенных ФГОС ООО: направленности на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов; на формирование общих учебных умений, обобщенных способов действия, что обеспечивает личностное и когнитивное развитие учащихся, формирование у них умения учиться и стремления к дальнейшему самосовершенствованию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: