В 9-м классе идёт урок химии на тему "Свойства азотной кислоты".
Четверо учащихся отвечают у доски. Для внесения поправок и дополнений к ответам привлекаются все остальные ученики.
Рассказывая о свойствах изученных кислот, учащиеся называли общие закономерности, характерные для представителей данного класса веществ, объясняли различие в поведении кислородных и бескислородных кислот, разбавленной и концентрированной серной кислоты.
После опроса учительница перешла к объяснению новой темы:
- Сегодня мы познакомимся со свойствами азотной кислоты, - сказала она и поставила перед учащимися ряд вопросов: Каков её состав? К разряду каких кислот она относится? Что означает понятие "сильная кислота"? Какие же свойства характерны для азотной кислоты?
Учащиеся задумываются над ответами.
Одна из учениц говорит, что азотная кислота, как и многие уже известные кислоты, будет реагировать с металлами. Другие ученики добавляют: с основными окислами, с основаниями, с солями.
- Что происходит при взаимодействии растворов кислот с некоторыми металлами? - спрашивает далее учительница.
- Образуются соли, и выделяется водород, - отвечают учащиеся.
- А как это доказать? - обращается учительница к классу.
В ход урока включается эксперимент. Преподавательница вызывает к демонстрационному столу ученика и предлагает ему поставить опыт. В трёх пробирках находится цинк. В одну из них ученик вливает раствор соляной, в другую - серной и в третью - азотной кислоты. Затем он подносит горящую лучинку к первой пробирке. Раздаётся хлопок.
- Это выделяется водород, - говорит ученик.
То же происходит и в другой пробирке. Но вот в третьей, несмотря на бурное течение реакции, водород не обнаруживается.
Учащиеся озадачены. Взаимодействие уже известных им кислот с металлами приводило к образованию водорода. Почему же этого не случилось с азотной кислотой? Вопрос пока остаётся открытым.
Ставятся другие опыты, подтверждающие кислотные свойства азотной кислоты, затем учительница кратко заключает:
- Итак, мы убедились, что азотная кислота и похожа на другие кислоты и отличается от них.
Учащиеся сами называют черты сходства с другими кислотами, подчёркивают и то отличие, которое они только что установили опытным путём: при действии азотной кислоты на металлы водород не выделяется.
- Как же мы объясним этот факт? - спрашивает учительница.
И она тут же ставит опыт по обесцвечиванию красителя азотной кислотой.
- А какие уже известные вам вещества также обесцвечивают красители?
- Это характерно для хлора, - вспоминают учащиеся.
Опять ставится опыт. Тлеющая лучинка вспыхивает в пробирке, в которой нагревается концентрированная азотная кислота. Ученики приходят к выводу, что азотная кислота является сильным окислителем.
- Как же теперь объяснить результат опыта с цинком? - спрашивает далее учительница.
Снова на помощь приходит эксперимент. Ставится опыт взаимодействия азотной кислоты с медью, и учащиеся видят, что в результате получается соль мели и выделяется бурый газ - двуокись азота.
К доске вызывается ученик для записи уравнения реакции, а учительница тем временем изменяет условия опыта, добавляет в пробирку воды. Реакция не приостанавливается, но результат её уже иной. В растворе также образуется соль меди, но выделения бурого газа незаметно. Новый газообразный продукт собирается в цилиндре под водой и затем демонстрируется классу.
- Это окись азота, - говорят ученики. - На воздухе она превращается в двуокись.
И учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что степень восстановления азотной кислоты зависит от её концентрации.
Теперь осталось добавить, что же происходило при реакции раствора азотной кислоты с цинком.
Под руководством учителя ученики приходят к заключению, что цинк, как более активный по сравнению с медью металл, осуществил более глубокое восстановление азотной кислоты. Следовательно, степень восстановления азотной кислоты зависит также от активности металла.
● Ответьте на вопросы:
1. Какие принципы, правила дидактики реализуются учителем на уроке?
2. Как проявляется взаимодействие данных принципов?
3. В чём состоит образовательная и воспитательная ценность урока?
● Записи оформите в виде таблицы:
Применённые учителем на уроке основные дидактические принципы, правила | Примеры из содержания урока |
1. Принцип сознательности и активности: а) Ясное понимание целей и задач предстоящей работы б) Использование всех видов и форм познавательной деятельности. в) Каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров 2. Принцип наглядности обучения а) Запоминание предметов в натуре происходит лучше и быстрее, чем запоминание в словарной форме, устной или письменной. б) Создание проблемной ситуации. 3) Принцип системности и последовательности а) Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоретических знаний. Б)Проводить повторение изученного не т. в начале урока для проверки усвоения и не т. в конце, с целью закрепления, но и по завершению логично законченного отрезка урока. 4) Принцип прогматичности а) материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды б) Логика подачи учебного материала. 5) Принцип доступности а) Опираться на уровень подготовленности и развития учащегося, опираться на их возможности. б) Использование аналогии, сравнения, сопоставления. 6) Принцип научности а) Поощрение исследовательской работы 7) Принцип связи теории с практикой. а) Учить учащегося проверять и применять свои знания на практике | Создание проблемной ситуации «Сегодня мы познакомимся со свойствами азотной кислоты» «Четверо учащихся отвечают у доски. Для внесения поправок и дополнений к ответам привлекаются все остальные ученики». Все свойства азотной кислоты проверялись активным путём. Свойства кислоты наблюдались в опытах и экспериментах «Как же теперь объяснить результат опыта с цинком?» Постановка цели задач урока; сообщение новых знаний на основе уже известных; показ применения теории на практике. «Под руководством учителя ученики приходят к заключению, что цинк, как более активный по сравнению с медью металл, осуществил более глубокое восстановление азотной кислоты.» Сообщается минимум информации, на основании которой ученик делает соответствующие выводы. Каждый опыт плавно вытекает из предыдущего и дополняет его. Ученики были знакомы со многими кислотами. Проведение и анализ экспериментов, связь с предыдущими опытами. Проведение экспериментов самими учениками. Самостоятельное проведение опытов. |
Ценность урока состоит в том, что ученики под руководством педагога и на основе экспериментов делают выводы и приходят к умозаключениям.