Педагогическая ситуация

В 9-м классе идёт урок химии на тему "Свойства азотной кислоты".

Четверо учащихся отвечают у доски. Для внесения поправок и дополнений к ответам привлекаются все остальные ученики.

Рассказывая о свойствах изученных кислот, учащиеся называли общие закономерности, характерные для представителей данного класса веществ, объясняли различие в поведении кислородных и бескислородных кислот, разбавленной и концентрированной серной кислоты.

После опроса учительница перешла к объяснению новой темы:

- Сегодня мы познакомимся со свойствами азотной кислоты, - сказала она и поставила перед учащимися ряд вопросов: Каков её состав? К разряду каких кислот она относится? Что означает понятие "сильная кислота"? Какие же свойства характерны для азотной кислоты?

Учащиеся задумываются над ответами.

Одна из учениц говорит, что азотная кислота, как и многие уже известные кислоты, будет реагировать с металлами. Другие ученики добавляют: с основными окислами, с основаниями, с солями.

- Что происходит при взаимодействии растворов кислот с некоторыми металлами? - спрашивает далее учительница.

- Образуются соли, и выделяется водород, - отвечают учащиеся.

- А как это доказать? - обращается учительница к классу.

В ход урока включается эксперимент. Преподавательница вызывает к демонстрационному столу ученика и предлагает ему поставить опыт. В трёх пробирках находится цинк. В одну из них ученик вливает раствор соляной, в другую - серной и в третью - азотной кислоты. Затем он подносит горящую лучинку к первой пробирке. Раздаётся хлопок.

- Это выделяется водород, - говорит ученик.

То же происходит и в другой пробирке. Но вот в третьей, несмотря на бурное течение реакции, водород не обнаруживается.

Учащиеся озадачены. Взаимодействие уже известных им кислот с металлами приводило к образованию водорода. Почему же этого не случилось с азотной кислотой? Вопрос пока остаётся открытым.

Ставятся другие опыты, подтверждающие кислотные свойства азотной кислоты, затем учительница кратко заключает:

- Итак, мы убедились, что азотная кислота и похожа на другие кислоты и отличается от них.

Учащиеся сами называют черты сходства с другими кислотами, подчёркивают и то отличие, которое они только что установили опытным путём: при действии азотной кислоты на металлы водород не выделяется.

- Как же мы объясним этот факт? - спрашивает учительница.

И она тут же ставит опыт по обесцвечиванию красителя азотной кислотой.

- А какие уже известные вам вещества также обесцвечивают красители?

- Это характерно для хлора, - вспоминают учащиеся.

Опять ставится опыт. Тлеющая лучинка вспыхивает в пробирке, в которой нагревается концентрированная азотная кислота. Ученики приходят к выводу, что азотная кислота является сильным окислителем.

- Как же теперь объяснить результат опыта с цинком? - спрашивает далее учительница.

Снова на помощь приходит эксперимент. Ставится опыт взаимодействия азотной кислоты с медью, и учащиеся видят, что в результате получается соль мели и выделяется бурый газ - двуокись азота.

К доске вызывается ученик для записи уравнения реакции, а учительница тем временем изменяет условия опыта, добавляет в пробирку воды. Реакция не приостанавливается, но результат её уже иной. В растворе также образуется соль меди, но выделения бурого газа незаметно. Новый газообразный продукт собирается в цилиндре под водой и затем демонстрируется классу.

- Это окись азота, - говорят ученики. - На воздухе она превращается в двуокись.

И учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что степень восстановления азотной кислоты зависит от её концентрации.

Теперь осталось добавить, что же происходило при реакции раствора азотной кислоты с цинком.

Под руководством учителя ученики приходят к заключению, что цинк, как более активный по сравнению с медью металл, осуществил более глубокое восстановление азотной кислоты. Следовательно, степень восстановления азотной кислоты зависит также от активности металла.

● Ответьте на вопросы:

1. Какие принципы, правила дидактики реализуются учителем на уроке?

2. Как проявляется взаимодействие данных принципов?

3. В чём состоит образовательная и воспитательная ценность урока?

● Записи оформите в виде таблицы:

Применённые учителем на уроке основные дидактические принципы, правила Примеры из содержания урока
1. Принцип сознательности и активности: а) Ясное понимание целей и задач предстоящей работы б) Использование всех видов и форм познавательной деятельности. в) Каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров 2. Принцип наглядности обучения а) Запоминание предметов в натуре происходит лучше и быстрее, чем запоминание в словарной форме, устной или письменной. б) Создание проблемной ситуации. 3) Принцип системности и последовательности а) Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоретических знаний. Б)Проводить повторение изученного не т. в начале урока для проверки усвоения и не т. в конце, с целью закрепления, но и по завершению логично законченного отрезка урока. 4) Принцип прогматичности а) материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды б) Логика подачи учебного материала. 5) Принцип доступности а) Опираться на уровень подготовленности и развития учащегося, опираться на их возможности. б) Использование аналогии, сравнения, сопоставления. 6) Принцип научности а) Поощрение исследовательской работы 7) Принцип связи теории с практикой. а) Учить учащегося проверять и применять свои знания на практике Создание проблемной ситуации «Сегодня мы познакомимся со свойствами азотной кислоты» «Четверо учащихся отвечают у доски. Для внесения поправок и дополнений к ответам привлекаются все остальные ученики». Все свойства азотной кислоты проверялись активным путём. Свойства кислоты наблюдались в опытах и экспериментах «Как же теперь объяснить результат опыта с цинком?» Постановка цели задач урока; сообщение новых знаний на основе уже известных; показ применения теории на практике. «Под руководством учителя ученики приходят к заключению, что цинк, как более активный по сравнению с медью металл, осуществил более глубокое восстановление азотной кислоты.» Сообщается минимум информации, на основании которой ученик делает соответствующие выводы. Каждый опыт плавно вытекает из предыдущего и дополняет его. Ученики были знакомы со многими кислотами. Проведение и анализ экспериментов, связь с предыдущими опытами. Проведение экспериментов самими учениками. Самостоятельное проведение опытов.

Ценность урока состоит в том, что ученики под руководством педагога и на основе экспериментов делают выводы и приходят к умозаключениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: