Текст № 2 воспитатель: а какой звук не выговаривает медвежонок

"Каким становится сегодня урок? Он приближается к природе ребёнка. В систему школьного обучения не так давно вошла игра, имитация. Заметим, что педагогика очень была увлечена дидактикой в ущерб развитию эмоциональной сферы учеников. Вспомним учителей-новаторов, которые так много внимания уделяли режиссуре урока. Урок, выстроенный по законам режиссёрского искусства, содержит в себе определённым образом заданную логику поведения учеников в предлагаемых обстоятельствах. Что значит пережить ребёнку в день три урока иностранного языка (в вариативных школах вводится билингвизм)? Здесь и утомляемость, и возможность смещения языковых систем, и большое интеллектуальное напряжения, а в итоге - падение учебной мотивации. Учителя переводят поле урока в поле игры. И вот уже второклассники играют в Незнайку, в Петрушку, в Чебурашку и др. Предлагаемые учителем правила аналогичны правилам играющих детей. Снимается страх перед иноязычной лексикой: есть азарт игры в слова, хочется многое узнать, а для этого надо многое и выучить. Происходит целеполагание в учебном процессе: цели деятельности учителя совпадают с целями ученика.

Контакт в игре, как отмечает исследователь этой проблемы, создаётся с помощью моделирования экстремальной ситуации на протяжении всего урока, что и провоцирует ученика на ответную реакцию, может быть даже не словесную, а внутреннюю. Игровым правилам на равных подчиняются учитель и ученики. Такие уроки двуплановы: с одной стороны, выполняются реальные учебные задания, с другой - ряд моментов урока носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её нормативными обстоятельствами. Провоцируя воображение детей, учитель разжигает их к интеллектуальному поединку открытиями. В обычных уроках ученик ищет кратчайший путь к результату, устраняя все препятствия, но если в уроке есть экстремальные ситуации, он добровольно вступает в игру, принимая правила, которые усложняют путь к цели. В данной модели урока ученик испытывает себя на самостоятельность, что и называет Л.С. Выготский зоной ближайшего развития ребёнка. Разумные рамки правил в сочетании со свободой творческой реализации развивают интуицию учеников. Назовём эти правила:

1. Священны смысловые акценты урока.

2. Исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что её признают неточной.

3. Поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.

4. Разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, а также видоизменять, "улучшать" идеи, выдвинутые другими".

Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма

- Какие требования, по вашему мнению, предъявляют подобные правила игры к учителю?

- В контексте данных рекомендаций попытайтесь сконструировать отдельные фрагменты урока (занятия) по "своему" предмету.

Правила, предлагаемые учителем аналогичны правилам детей. Должна быть исключена критика. Необходимо применять материально-денежные поощрения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с буквой «Ж»»

Цель:

Актуализация знаний детей о звуке и букве «Ж». Активизация детей к самостоятельному анализу звука и буквы «ж». Определение положения звука «ж» в словах. Чтение слога со звуком «ж».

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, звукобуквенный анализ слова.

Интеграция областей: «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы».

Оборудование: Игрушки «медвежонок, жук, жираф», конверты с буквами, счётные палочки, слова, квадратики.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Постановка проблемной ситуации.

Ребята мы сегодня будем путешествовать по волшебному лесу, в которой все животные и насекомые умеют разговаривать и даже попросят нас выполнить задания. Если мы пройдём по всему маршруту, выполним все задания, то узнаем, о какой звуке мы сегодня будем говорить и научимся выделять этот звук в словах. Вы хотите узнать о каком звуке пойдёт речь.

Дети. Да.

Ну, хорошо, отправляемся в наше путешествие. Послушайте кто-то плачет (из-за ширмочки выглядывает игрушечный медвежонок) и плача говорит.

Медвежонок: Я ш-ш-шиву в этом лесу. Я друш-ш-шу со всеми ш-ши-вотными, но они меня не понимают и смеются.

Воспитатель. Дети как вы думаете, почему над ним смеются?

Дети. Потому что он неправильно говорит.

Воспитатель: А какой звук не выговаривает медвежонок?

Дети. Звук «ж»

Воспитатель. Давайте научим его говорить правильно. Садись медвежонок и слушай.

2. Артикуляционный и акустический анализ звука «ж».

Давайте произнесём ж-ж-ж. На что похож этот звук?

Дети. На жужжание жука.

Воспитатель. (Показывает жука). Как произносится этот звук? Его можно петь?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит этот звук согласный. Он звонкий или глухой? Давайте проверим приложим пальчики к горлышку.

Дети. Звонкий горлышко при произношении дрожит.

Воспитатель. Да, звук - согласный, звонкий. Он всегда произносится твёрдо.

3. Анализ написания буквы «ж».

Ребята перед вами конверты возьмите его и посмотрите, какая буква вам ещё неизвестна, покажите её.

Дети. Показывают букву ж.

Воспитатель. Давайте попробуем её выложить из палочек.

Дети. Выкладывают.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем.

Игра «Добавлялки»

Жу-жу-жу- я по листику (хожу)

Жи-жи-жи- мне ты лапку (покажу)

Жа-жа-жа-ох устал летать (уже)

Жи-жи-жи-ты шнурочек (завяжи)

Жа-жа-жа-ты не бойся (ежа).

Дети повторяют.

Динамическая разминка.

Жук жужжит про букву ж (показываем букву ж)

Озорная буква ж

Обжигалась буква ж, Дети отдёргивают руку.

Обижалась: ж-ж-ж, Наклоняют голову.

Уезжала: ж-ж-ж, «Едут» в одну сторону.

Приезжала: ж-ж-ж «Едут» в другую сторону.

И цветочком наслаждалась ж-ж-ж. «Нюхают цветы».

Вот какая буква ж

Озорная буква ж. Переворачивают букву.

4. Выделение слов со звуком «ж»из ряда слов.

Не зря жук рассказал нам про ёжика, потому что ёжик предлагает нам послушать его.

Ёжик (игрушка). Я буду говорить слова, а вы хлопните если услышите звук «ж «в слове.

Слова: ножницы, шкаф, кружок, зонт, кружок, и тд.

5. Чтение.

Появляется жираф (игрушка) и читает стихотворение.

Сейчас придёт к нам буква «ж».

И встанет рядом с гласной

Ты слоги сможешь прочитать?

Ты сможешь?! Ну, прекрасно!

Воспитатель читает с детьми заранее приготовленные слоги и слова.

ЖА ЖУ ЖУК СА-ЖА

ЖИ ИЖ КО=ЖА

Воспитатель. Молодцы ребята, а сейчас давайте в группе найдём предметы, начинающие на звук «ж» и положим на это предмет квадратик. (Квадратики приготовить заранее)

Воспитатель. Медвежонок ты научился говорить звук «ж».

Медвежонок. Да, посмотрите как я говорю- дружить. Спасибо что вы мне помогли.

Воспитатель. Приходи к нам еще, если нужна будет помощь.

· Практическая работа № 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: