Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Часть метода, отдельное воздействие – это прием.
Оптимальный метод – наилучший, который позволяет быстро и малыми средствами достигнуть цели воспитания.
На выбор метода влияют цели, содержание воспитания, возрастные особенности воспитанников, их индивидуальные и личностные особенности, условия, время, средства воспитания, уровень педагогической квалификации воспитателя, уровень сформированности коллектива.
Существует много методов и их класификаций по различным основаниям. Традиционной принимается классификация Г.И Щукиной. Она выделяет три группы методов: формирования сознания личности; организации деятельности; стимулирования поведения и деятельности.
1. Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.
2. Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
|
|
3. Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.
Другие классификации методов воспитания:
- по характеру: убеждение, упражнение, поощрение, наказание (Болдырев, Гончаров, Королев);
- по характеру: убеждение, организация деятельности, стимулирование (Ильина, Огородников);
- Марьенко: приучения и упражнений, стимулирования и торможения, руководства, самовоспитания.
Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:
1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
2. Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
4. Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.
В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия.
Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога.