Аспект познания
| Естественнонаучное познание
| Психотехническое познание
|
Философия
| Гносеологизм
| Философия практики
|
Ценности
| Внешние по отношению к познанию
| Имманентны процессу познания
|
Адресат
| Академический психолог или специалист другой профессии
| Психолог-практик
|
Субъект познания
| Нейтральный, отстраненный наблюдатель
| Заинтересованный, участный, совокупный субъект
|
Контакт
| Минимизированный, стандартизированный, эмоционально нейтральный Связывает субъект и объект
| Интенсивный, уникальный, эмоциональный Объединяет, включает в себя субъектов психотехнической ситуации
|
Процесс и процедуры исследования
| Жесткие, неизменные в пределах данного опыта программы процедур
| Гибкие, уникальные процедуры, тонко реагирующие на текущую ситуацию опыта
|
Знания
| Знание неперсонализированное, в третьем лице, о «них» Знание, слово испытуемого о себе лишь один из фактов для научного анализа
| Знание внутреннее, личностное, смысловое. Знание «о тебе», «о себе», «о нас», в то же время знание «твое», «мое», «наше»
|
Предмет и метод
| Метод выделяет предмет из реальности и представляет его в «форме объекта», наблюдаемого извне
| Метод объединяет участников психотехнической ситуации, и сам становится предметом исследования
|
Центральный предмет
| К центральному предмету подбирается адекватный метод исследования
| К эффективному практическому методу подбирается центральный предмет, для которого этот же метод является оптимальным методом исследования
|
Подведем итоги. Тот, кого всерьез волнует судьба нашей психологии, должен осознавать вполне реальную опасность вырождения ее в третьеразрядную дряхлую и бесплодную науку, по инерции тлеющую за академическими стенами и бессильно наблюдающую сквозь бойницы за бурным и бесцеремонным ростом примитивной, а то и откровенно бесовской, массовой поп-психологии, профанирующей как те достойные направления зарубежной психологии, которые ими слепо копируются, так и психологию вообще, игнорирующей культурные и духовные особенности среды распространения. Это не какая-то отдаленная опасность. Гром уже грянул. Единственный шанс для нашей научной психологии, шанс не просто отсидеться еще какое-то время на теплой академической печи[7], а сделаться подлинной, сильной, полноценной наукой, состоит в том, чтобы радикально измениться. Это не внешнее вынужденное изменение, оно заложено в генотипе отечественной психологии. Ей, по сути, нужно всего-то стать самою собой, не зарыть свой, именно свой, талант в землю, а пустить его в оборот, реализовать уже заложенные в ней потенции, из психологии деятельности превратиться в деятельную и жизненную психологию. Пришло время услышать и исполнить все еще звучащие для нас слова Л.С. Выготского о психотехнике, значимость которых он не зря подчеркнул евангельской метафорой о краеугольном камне — это есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в чем ином спасения.