[17, с. 40-42]
К основным качественным характеристикам транспортной продукции относятся:
− полнота (объем) перевозки;
− скорость доставки;
− своевременность и ритмичность перевозки;
− сохранность груза во время перевозки;
− безопасность перевозки;
− уровень сервисного обслуживания.
В условиях рыночной экономики именно качество продукта или услуги является решающим фактором в конкурентной борьбе за потребителя. Рассмотрим каждый показатель конкурентоспособности более детально. Уровень удовлетворения спроса по объему перевозок определяется как следующий коэффициент:
где ∑Рф, ∑РПС – соответственно фактический и плановый спрос на перевозки за период t.
Степень ритмичности (своевременности) отправления и прибытия груза:
где nФ – фактическое количество поставок продукции, доставленных с соблюдением установленного нормативного интервала за период времени t.
nО – общее количество поставок за период времени t.
Степень регулярности перевозок грузов определяется так:
|
|
где Рмах – максимальный объем перевозок за определенный интервал времени (например, за месяц) в течении анализируемого периода (например, год);
Рсред – средний объем перевозок за интервал времени того же периода.
Коэффициент, определяющий уровень скорости доставки грузов:
где Рф – фактический объем перевозок, доставленных грузополучателем с соблюдением нормативных сроков доставки;
Ро – общий объем перевозок анализируемых грузов.
Степень сохранности перевозимых грузов определяется так:
где Qо – общий объем перевозимых грузов;
Qпот – потери продукции в пунктах погрузки, выгрузке и при транспортировке в сопоставимом периоде.
Перечисленные выше коэффициенты принимают значение 0 до 1 и вычисляются для отдельных видов транспорта и груза и т.п. В отдельности каждый показатель имеет большое значение, но систематизация и интеграция всех этих показателей дают показатель, который дает комплексную оценку качества перевозки. Такой показатель называется «колесом качества» транспортного обслуживания грузовладельцев и вычисляется по следующей формуле:
где α – рейтинговые коэффициенты, учитывающие потребительские оценки отдельных показателей транспортной продукции и их взаимовлияние. Данные коэффициенты получают методом экспертных оценок.