Против османских завоевателей

Особенность этой темы состоит в том, что учителю приходится рассказывать на протяжении немногих уроков о жизни различных народов, судьбы которых оказались связаны силой грубого завоевания. Соответственно подобраны и приводимые здесь источники. Сначала характеризуется положение на славянских землях Балкан: дается как пример общее описание Сербии (документ 1), существовавшего в ней феодального строя (документ 2) и одного из восстаний угнетенных народных масс в византийской Фракии (документ 3). Опираясь на эти отрывки из источников, можно выявить три главных момента, подчеркиваемых учителем в данной части рассказа: богатство и самостоятельность большей части славянских территорий на Балканах перед османским завоеванием; наличие развитых феодальных отношений с довольно тяжелыми формами зависимости трудящихся; постоянные волнения на Балканах, вызывавшиеся недовольством народа социальным гнетом и междоусобицами знати, которые резко ослабляли сильнейшие балканские державы — Сербию, Болгарию и Византию.

Затем рассказ учителя переключается на характеристику османов. Документ 4 повествует о том, как волна кочевников пришла с Востока в Малую Азию; документ 5 — о том, как они там осели и возникло Османское государство; в документе 6 на фольклорном материале показаны в сатирической форме некоторые обычаи и черты повседневной жизни турок, общество которых постепенно становилось феодальным со всеми присущими ему социальными противоречиями.

Третья часть рассказа освещает ход военной борьбы между давними обитателями Балкан и пришельцами-османами: завоевание Сербии как пример общей судьбы славянских территорий Балкан (документы 7 и 8), тщетные попытки Византии устоять перед османской опасностью (документ 9) и, наконец, падение Константинополя, приведшее к исчезновению Восточной Римской империи (документ 10).

Характеристика возникшей на развалинах многочисленных покоренных государств огромной Османской империи, ее дальнейшей экспансии, существовавших в ней порядков, страшного угнетения попавших в кабалу народов и их освободительных движений составляет содержание последних трех документов (11 — 13).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: