Специфика работы психолога в ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными, прежде всего, с особенностями детей дошкольного возраста.
В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методики, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.
Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, т.к. именно в семье оказывают решающее влияние на развитие характерологических особенностей дошкольников.
Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями, и с педагогами.
В отличие от взрослых дошкольник не может рассказать окружающим о своих проблемах, проанализировать их и что-то изменить. Внешние проявления одной и той же проблемы могут быть многообразными. Здесь и заключается трудность дифференциации внутренней причины и внешних проявлений, и здесь на помощь психологу приходит его умение получить полную информацию о ребенке, его образе жизни, окружении.
Все вышеперечисленные специфические аспекты требуют обязательного учета в деятельности психолога ДОУ.
4. 1 Задачи взаимодействия педагога-психолога воспитанников ДОУ
С детьми психолог:
· проводит дифференциальную психологическую диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения;
· проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;
· проводит диагностику уровня достижений детей в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку;
· проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему;
· оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.;
· готовит детей подготовительных групп к школе по специально разработанной диагностической программе;
· проводит диагностику динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно — развивающего процесса;
· охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их обучения.