В педагогической практике физкультурного движения определяется три главных направления использование средств гимнастики:
· использование гимнастических упражнений в процессе общего развития человека;
· использование средств гимнастики для формирования жизненно необходимых навыков, которые необходимые в трудовой и повседневной деятельности;
· овладение сложными гимнастическими упражнениями в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной тренировки.
Гимнастические упражнения традиционно объединяются у группы, которые называются средствами гимнастики:
Строевые и порядковые упражнения, которые проводятся при решении ряда вспомогательных задач занятия.
Строевые упражнения – эти наиболее экономные способы построений, перестроений, размыканий, передвижений и других действий, которые выполняются соответственно командам и правилам Строевого устава Вооруженных Сил.
С помощью порядковых упражнений решают те же задачи, что и с помощью строевых, но другими формами гимнастических построений, размыканий и передвижений.
Разновидности строевых и порядковых упражнений, которые применяются в зависимости от условий занятий и контингента учеников (пол, возраст, подготовленность), оказывают содействие: воспитанию правильной осанки и решению важных гигиенических задач; приобретению навыков коллективно передвигаться и военно-прикладных навыков, совершенствованию навыков разнообразных способов передвижений.
Строевые и порядковые упражнения делятся на:
· строевые и порядковые приемы;
· построения и перестроения;
· размыкания и смыкания;
· передвижения.
Общеразвивающие (подготовительные) упражнения – это движения различными частями тела в различных направлениях с разной амплитудой, скоростью и напряжением, которые обеспечивают как развитие определенных качеств, так и овладения общими основами движений.
ОРУ (подготовительные упражнения) применяются на занятиях различными видами гимнастики и спорта для решения различных задач. Эти упражнения направлены на овладение основами двигательной деятельности. Они являются основным содержанием утренней гигиенической и производственной гимнастики; они могут быть определенными элементами вольных упражнений, упражнений на снарядах, различных прыжков и прикладных упражнений. Их используют для развития двигательных способностей – силы, гибкости, координации движений и т.п.; они играют роль вспомогательных упражнений, предназначенных для подготовки организма к последующей работе в начале или в конце занятия, для решения задач лечебного характера (в лечебной гимнастике) и т.д.
ОРУ состоят из таких элементов: движения руками – плечевым поясом, предплечьями, руками в плечевых суставах; движения ногами – сгибание и разгибание в голеностопном суставе; движения в тазобедренном и коленном суставах; движения туловищем и головой – наклоны, повороты и круговые движения.
Прикладные упражнения – одно из главных средств основной гимнастики, т.к. могут использоваться в трудовой и военной деятельности. К этой группе упражнений относятся:
· Ходьба (походный шаг, строевой шаг, шаг с пригибанием, крадучись, выпадами, высоко поднимая бедро, на носках, на пятках и т.д.).Ходьба – это наиболее распространенный вид физических упражнений. Различные виды ходьбы в жизни человека составляют один из важнейших видов мышечной деятельности, простой на вид, но сложный относительно координации и в значительной мере автоматизированный. Во время ходьбы большое количество групп мышц выполняют динамическую работу ритмично и без резкого напряжения. Ритмичное чередование работы и отдыха мышечных групп во время ходьбы (цикличность) создает условия для успокоения органов дыхания и кровообращения. Применение же быстрой, даже не очень продолжительной ходьбы, а также ходьбы с большой силовой нагрузкой активно влияет на повышение интенсивности деятельности организма.
Ходьбу используют для овладения ее техникой и с прикладной целью, учитывая широкое влияние ее на развитие органов дыхание, кровообращения и мышечной системы.
· Бег (на месте, высоко поднимая бедро, в сторону, вперед и назад скрестным шагом, в полуприседе, бег прыжками и т.д.). В отличие от ходьбы во время бега одноопорная фаза движения чередуется с фазой полета.
Бег относится к прикладным способам передвижения человека и по сравнению с ходьбой является более динамичным упражнением. Беговые упражнения связанны с большими требованиями к функциям дыхания и кровообращения и поэтому очень важно правильно регулировать нагрузку с учетом возрастных, половых особенностей и степени подготовленности учеников.
· Упражнения в равновесии. Тело человека постоянно, за исключением небольшого количества положений, находится в так называемом нестойком равновесии. Нестойкой равновесие бывает во всех случаях, если ОЦТ тела находится над точкой опоры, а линия веса проходит через точку опоры. Если площадь опоры тела размещенная ниже ОЦТ, то его стойкость зависит от взаимного размещения ОЦТ и площади опоры. Площадь опоры образовывают опорные поверхности и площадь между ними. Чем больше развернутые опорные конечности и ниже ОЦТ, тем больше площадь опоры тела. Исходя из этого, во всех случаях для сохранения равновесия нужна целенаправленная работа нервно-мышечного аппарата, которое соединяет ОЦТ и площадь опоры. Другими словами, во время смещения ОЦТ тела происходит координационное действие мышечных групп, которое уравновешивает его, то есть нервно-мышечный аппарат перемещает ОЦТ тела относительно опоры в направлении, противоположному перемещению тела. Чтобы сохранить равновесие во время выполнения сложных движений, которые связанны с новыми и необыкновенными условиями, нужны специальные двигательные навыки.
С этой целью в гимнастике используют упражнения в равновесии, во время выполнения которых ясно ощущается перемещение ОЦТ тела, а потому компенсаторные движения осуществляются не автоматически, из-за чего и движения, которые оказывают содействие балансированию, выполняются более сознательно.
Упражнения в равновесии имеют большое значение. Их удельный вес в основной гимнастике значителен и они являются одним из важнейших средств всесторонней физической подготовки. Целью этих упражнений является улучшение общей двигательной координации, формирование умения быстро выполнять нужные движения для сохранности равновесия и умения применять ее в разных условиях.
· Лазанье и перелезание по гимнастической стенке, вертикальной, наклонной и горизонтальной лестницах, вертикальному, наклонному и горизонтальному канатам и жерди. Упражнения в лазании имеют в основному силовой характер и с различными формами передвижения на снаряде с помощью рук и ног или только рук. Цель систематического упражнения в лазании – привить ученикам прикладные навыки и оказывать содействие преимущественно силовому развитию мышц плечевого пояса и верхних конечностей (сгибание рук).
· Переползание. Упражнения в переползании относятся к передвижению в смешанном упоре. Они, учитывая трудные условия передвижения, ставят перед исполнителями высокие требования и характеризуются большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и органы дыхания и кровообращения. Некоторые упражнения в переползании (на четвереньках) характерны тем, что разгружают позвоночный столб от воздействия сил весы, способствуют развитию подвижности позвоночника и очень хорошо влияют на укрепление мышц брюшного пресса. Поэтому эти упражнения широко применяют в корригирующей гимнастике.
· Поднимание и переноска груза. Упражнения этой группы оказывают большое влияние на опорно-двигательный аппарат учеников, а так же, и на органы дыхания и кровообращения.
· Метание и ловля. Метание и ловля в различных формах и видах являются замечательным средством развития координационных способностей учеников, так как для метания предметов на определенное расстояние и в цель нужно иметь и точное мышечное ощущение. Школьная программа дает возможность на уроках гимнастики широко использовать различные виды метания и ловли маленьких мячей, надувных и набивных мячей, палок, чурок, камешков, гранат и т.п. в цель и на дальность.
Вольные упражнения являются одним из видов гимнастического многоборья в спортивной гимнастике, средством общеразвивающего характера, использование которого направлено на развитие координационных способностей, повышение выносливости. Вариативность элементов, их комбинирование, построение учебных и спортивных композиций развивают творческие способности учеников.
Акробатические упражнения – средство развития физических способностей, воспитание храбрости и решительности. Различные движения и положение тела, в том числе и переворачивание через голову, совершенствуют ориентирование в пространстве, влияют на внутренние органы, повышают их функциональную стойкость.
Прыжки. Прикладные прыжки требуют сложных координированных усилий, характеризуются кратковременным максимальным мышечным напряжением и относятся к ацикличным локомоторным движениям. Они являются ценным средством физического развития, обогащают двигательный опыт учеников, оказывают содействие повышению спортивного мастерства и могут легко переноситься в повседневную деятельность.
Упражнения художественной гимнастики – танцевальные элементы, упражнения с предметами и без предметов. В художественной гимнастике применяются как специальные формы движений, так и различные гимнастические упражнения.
Специальные формы движений – это соответствующие формы ходьбы, бега, прыжков, повороты, упражнения в равновесии, элементы народных танцев, связки упражнений, танцевальные комбинации, упражнения с предметами, музыкальные игры. К другим упражнениям нужно отнести строевые, порядковые, общеразвивающие, прикладные и акробатические.
Упражнения на снарядах – это перемещения отдельных частей или всего тела гимнаста разными способами и разнообразные его положение на снарядах (в условиях виса и упора).