Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах. Для этого необходимо решение ряда задач: поиск эффективных форм и методов взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования в процессе воспитания учащихся; педагогизация среды через актуальные формы взаимодействия с семьей и общественностью; создание условий для активного и широкого вовлечения родителей в образовательный процесс; обеспечение системного психолого-педагогического консультирования родителей по вопросам воспитания детей, разработка и реализация дифференцированного подхода в построении взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей с учетом потребностей каждого конкретного ребенка, категории родителей и имеющихся проблем на основе принципов непрерывности и преемственности; обновление содержания воспитательной работы школы по подготовке учащихся к семейной жизни и ответственному родительству; внедрение модели взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования, обеспечивающей эффективное сопровождение процесса становления личности школьников.
|
|
Структура такой модели взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования может представлять собой сочетание пяти направлений:
1. диагностика и изучение семьи;
2. просветительская работа, обучение родителей;
3. деятельность родительского актива;
4. включение родителей в воспитательный процесс;
5. подготовка учащихся к семейной жизни.
Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый классный руководитель более компетентно осуществляет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса.
Очень важным направлением работы по реализации данной модели является психолого-педагогическая диагностика как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличии или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.
С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики: методика выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг, оказании педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения; анкетирование родителей с целью выявления уровня комфортности ребенка в семье; методика исследования удовлетворенности родителей работой учреждения общего среднего образования.
|
|
Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования имеет возможность объективно оценить профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей; запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг; взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения общего среднего образования. Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка в учреждения общего среднего образования.
Наиболее объективная оценка возможностей семьи по воспитанию личности ребенка складывается при непосредственном контакте с нею. С этой целью учреждение общего среднего образования организует составление объективных социально-педагогических характеристик учреждения общего среднего образования, классов, с помощью которых анализируется социальная ситуация микрорайона школы; осуществляет индивидуальную работу с родителями (индивидуальные беседы, посещение на дому, совместная деятельность). Особая роль в данном направлении отводится социально-педагогической и психологической службе, которая реализует программу профилактики семейного неблагополучия согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”.
Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по разработке и внедрению модели педагогического просвещения родителей.
Данная работа представляет собой систему наиболее актуальных форм информационной и просветительской работы с семьей:
Формы работы | Дни открытых дверей | Родительский университет, родительские конференции | Родительские собрания | Информирование средствами наглядной агитации | Индивидуальные консультации |
Цели | Ознакомление родительской общественности с работой учреждения общего среднего образования | Психолого-педагогическое просвещение родителей | Психолого-педагогическое просвещение родителей, решение организационных вопросов сотрудничества на уровне класса | Психолого-педагогическое просвещение родителей, наглядное отображение сотрудничества семьи и школы | Решение педагогических задач по проблемам воспитания и образования |
Формы, методы работы | Экскурсии по школе; посещение родителями уроков, занятий; концерты, творческие отчеты | Анализ диагностических материалов по проблемам воспитания. Лекции с использованием информационных технологий, встречи с представителями государственных учреждений Памятки-рекомендации по основным вопросам изучаемой темы | Беседы, деловые игры, тренинги, семинары, практикумы, дискуссии и т.п. | Стенды: «Для вас, родители», «Музей рационального воспитания» | Индивидуальные встречи с администрацией учреждения общего среднего образования, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом и другими специалистами в соответствии с запросами родителей |
Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями учебы детей в учреждении общего среднего образования, их возможностями получить развитие на различных дополнительных занятиях: факультативных занятиях, кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т.д. Планируя День открытых дверей, администрация определяет его тему (в зависимости от назревших проблем или решения насущных задач).