Основные современные проблемы и задачи развития системы образования Иркутской области

Политика в сфере образования в последние годы содержала такие приоритеты, как обеспечение государственных гарантий доступности образования, информатизация образования (Интернет – обязательно в каждую школу, проект 2006), повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений, укрепление учебно-материальной базы учреждений образования, совершенствование государственно-общественного управления системой образования, развитие системы непрерывного педагогического образования.

Администрация области организует работу областных и муниципальных учреждений образования, взаимодействует с образовательными организациями федерального уровня. С 2003 года проводится перевод на финансирование из областного бюджета муниципальных учреждений образования (субвенция)

В последние пять лет активно формируется инфраструктура для осуществления образовательного процесса. В период 2001-2005 гг. построено 13 общеобразовательных учреждений на 4790 мест в гг. Иркутске, Свирске и Алзамае, Катангском, Ольхонском, Балаганском, Тулунском, Усть-Илимском, НИжнеудинском и Усть-Удинском районах. В 2006-2008 годах планируется ввод новых зданий для 6-ти образовательных учреждений на 1350 мест, в т.м. детский дом в г. Иркутске, школы в Усть-Удинском, Зиминском и Чунском районах, Бодайбинском муниципальном образовании.

Активно формируется институциональная среда в образовательной сфере Иркутской области. Только за последние годы разработаны: законы Иркутской области «О социальной поддержке в сфере образования отдельных категорий граждан в Иркутской области», «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области на 2005 год». Предусмотренные в областном бюджете 2006 года расходы на выполнение данных законов в объеме 3,4 млрд. руб. способны качественно улучшить образовательный процесс в регионе.

Администрация области не ограничивается текущими формами организации образовательного процесса в регионе, на протяжении пяти последних лет применялся программно-целевой метод управления сферой образования.

В связи с необходимостью организации подвоза учащихся сельских образовательных учреждений из отдаленных сел и деревень к месту их обучения, обеспечения доступности и качества образования была разработана областная инвестиционная программа «Школьный автобус». За период реализации этого инвестиционного проекта за счет средств областного бюджета приобретено 87 единиц транспорта для сельских школ. Потребность в автотранспорте сократилась на 82,9%, что позволило не только обеспечить своевременное и безопасное посещение учебных занятий, но и участие школьников в районных и областных мероприятиях.

По программе «Создание единой образовательной информационной среды» поставлено 600 компьютерных классов в школы области. Открыто четыре ресурсных центра в г. Зима, п. Качуг, в Тайшетском районе, а также головной ресурсный центр в г. Иркутске. Ресурсные центры содействуют формированию в территориальных образованиях единой образовательной информационной среды, осуществляют методическую и техническую поддержку функционирования школьных компьютерных классов, предоставляют ученикам и педагогам доступ в глобальные сети, позволяют учителям-предметникам и учащимся дистанционно повышать свою квалификацию.

Ежегодно из областного бюджета выделяются средства для обеспечения школ учебной и художественной литературой в соответствии с программой «Школьный учебник».

В целях обеспечения условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, внедрения здоровье сберегающих технологий и развития физической культуры и спорта по программе «Спортивное оборудование для образовательных учреждений» введено за счет средств областного бюджета 230 штатных единиц педагогов – организаторов по физической культуре и спорту в общеобразовательных учреждениях. Это позволит дополнительно привлечь к систематическим занятиям физической культурой около 65 тыс. детей.

В целях совершенствования профессиональной и допрофессиональной подготовки школьников, создания оптимальных условий для трудового обучения, воспитания любви к земле, уважение к сельскохозяйственному труду в области развиваются учебные фермерские хозяйства, растет число школ, имеющих пришкольные участки по программе «Развитие сельской школы».

Благодаря реализации программы «Дополнительное образование» в области сохранена сеть учреждений дополнительного образования. В кружках, клубах и спортивных секциях 127 учреждений дополнительного образования занимается 122 тысячи школьников.

Училища и лицеи города организуют многопрофильное разноуровневое ступенчатое образование, обеспечивающее различные образовательные запросы и возможности молодежи, а также базовые социально-экономические знания и умения обучаемых, необходимые для оптимальной адаптации к условиям рынка труда города. Всего в учебных заведениях обучаются выпускники основной и средней общеобразовательной школы по 100 профессиям.

Комплектование учебных заведений осуществляется по заявкам, согласованным с администрацией, центрами занятости, с предприятиями-работодателями.

Несмотря на сложности в финансировании, в целом сохранилась сеть учебных заведений начального профессионального образования. Средняя численность учащихся в иркутских ПТУ (около 500 чел.) выше в 1,5 раза, чем в г. Красноярске (около 300 чел.) и в 2 раза, чем в г. Улан-Удэ (около 250 чел.).

Большинство имеющегося в учебных заведениях оборудования морально и физически устарело и требует замены. В связи с отсутствием финансирования в последние годы и в силу изменившейся правовой основы, исчезновением социального института базовых предприятий, которые оказывали существенную помощь в развитии и совершенствовании учебно-материальной базы, учебные заведения самостоятельно решают эти проблемы, привлекая свои, внебюджетные средства и средства спонсоров. Но этих средств явно недостаточно для создания учебно-материальной базы, отвечающей требованиям подготовки конкурентоспособных рабочих в соответствии с Госстандартом начального профессионального образования.

В настоящее время в г. Иркутске находятся и успешно работают 26 учебных заведений среднего профессионального образования: это колледжи, техникумы, училища. По общепринятой технологии они называются средними специальными учебными заведениями – ССузами.

ССУЗы ведут подготовку более чем по ста специальностям, таким как образование, здравоохранение, культура и искусство, экономика и управление, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, энергетика, машиностроение и металлообработка, информатика и вычислительная техника, эксплуатация транспорта, строительство, сервис, сельское хозяйство и т.д.

Обучение ведется как на базе основного общего образования, так и на базе среднего (полного) общего образования 11 (классов) и начального профессионального образования. В Сузах используются все формы обучения: очная, очно-заочная, экстернат, а также новая форма с использованием дистанционных технологий (Иркутский заочный технологический техникум).

В области среднего профессионального образования необходима интеграция среднего и высшего образования. Средние специальные учебные заведения необходимо присоединить к профильным ВУЗам. Это позволит повысить качество образования.

В области высшего профессионального образования в г. Иркутске сложилась уникальная ситуация: процент выпускников школ текущего выпуска с 1999 года по 2003 год вырос с 66% до 82% (средне-российский показатель – 30%). Это свидетельствует о большой мощности вузовского потенциала и качестве подготовки абитуриентов. Нецелесообразно сокращение приема в ВУЗы, поскольку высшее образование непосредственно влияет на качество образовательного потенциала города. Необходимо расширять коммерческий народ, особенно по гуманитарным специальностям.

Система высшего образования г. Иркутска представляет собой совокупность образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности и различных форм хозяйственной деятельности. Высшая школа г. Иркутска содержит 23 образовательных учреждения (ОУ), в том числе 16 государственных ВУЗов и филиалов ВУЗов.

В 16 государственных ВУЗах на 01.01.2003 г. обучалось 84241 студент. Для сравнения на 01.01.2000 г. обучалось 63247 студентов. Общее количество студентов, обучаемых по 186 специальностям и направлениям, на 01.01.2003 г. равно 89972 студентам (на 01.01.2000 г. оно было 67322 студента).

Большое развитие получило негосударственное высшее образование. Контингент студентов в этих ВУЗах достиг 6 тыс. человек. Для развития конкурентной среды на рынке образовательных услуг эти ВУЗы необходимо поддерживать, но при условии более жесткого контроля за их лицензированием, аттестацией и аккредитацией.

Для наиболее полного обеспечения потребности экономики города в специалистах необходимо формировать муниципальный заказ, который определяется по представлению администрации.

В предстоящий период особое внимание должно быть обращено на формирование научно-педагогического персонала. В ряде ВУЗов средний возраст преподавателей уже достигает 50 лет, хотя Иркутский вузовский центр располагает развитой сетью аспирантур и специализированных научных советов. Для омоложения кадрового состава также целесообразно предусмотреть городской заказ на обучение в аспирантуре.

Для эффективности образовательного процесса необходимо интенсивное общение и обучающих, и обучающихся. Для этого нужны конференции, школы, семинары, научные общества.

Необходимо оказывать содействие созданию образовательных комплексов «школа – колледж – ВУЗ», как это сделано уже в ряде ВУЗов.

Определение основных задач и направлений развития системы образования обусловлено современными правовыми, социально-экономическими, демократическими преобразованиями в России и особенностями их в Иркутской области.

В системе образования в последние годы произошли важные демократические изменения:

- Расширение самостоятельности учреждений образования;

- Подъём творчества учителей, воспитателей, преподавателей, руководителей;

- Возможность выбора форм и содержания образования обучающимися и обучаемыми.

Социально-экономические трудности государства и региона объективно определяют проблемы сдерживающие развитие образования:

- Уменьшение бюджетного финансирования сдерживает укрепление и развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений;

- Спад производства и снижение занятости населения осложнило стабильность и развитие структуры подготовки кадров;

- Задержки заработной платы вызвали рост социальной напряженности работников сферы образования;

- Сокращен объём научно-исследовательских работ в ВУЗах.

Одним из главных гарантов развития государства и региона является развитие образования, этим определяется возрастающая востребованность его обществом и государством, конкретизация целей, которые отражают изменения государственно-политического и социально-экономического устройства:

- Создание условий, обеспечивающих непрерывное обновление системы образования;

- Смещение функций образования с обслуживания интересов государства к удовлетворению потребностей личности, общества и социальных групп;

- Приведение структуры, управления, содержания и экономической базы системы образования в соответствие с реалиями социально-экономической жизни региона, где семья, общественность, работодатели и учащиеся обязаны в большей мере, чем раньше нести ответственность за образование;

- Единение государственной, частной и общественной заинтересованности и поддержки в обеспечении системы образования условиями для реализации основного предназначения – готовить свободных людей к жизни в свободном обществе, раскрывать созидательные качества и способности человека.

Реализация поставленных целей определяет следующие задачи и приоритетные направления развития образования:

- Развитие структуры образования, системы разнообразных форм получения образования, обеспечивающих его доступность, непрерывность, соответствие потребностям общества и запросам граждан на образование; устранение диспропорций между структурой подготовки кадров и структурой спроса регионального рынка труда, расширение многообразия образовательных учреждений, становление многоукладной системы образования и конкурентной образовательной среды;

- Создание нормативно-правовой основы, обеспечивающей непрерывное обновление системы образования;

- Охрана, укрепление здоровья детей, учащихся и воспитанников, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;

- Переход на многообразие и непрерывность обновления содержания образования на основе федеральных, региональных компонентов государственных образовательных стандартов и вариативных программ всех уровней образования; создание в едином образовательном пространстве области рынка образовательных услуг, отвечающих потребностям личности, общества, различных социальных, профессиональных и национальных групп населения, задачам социального и экономического развития региона;

- Развитие инновационного движения в образовании;

- Повышение качества подготовки педагогических кадров, адресная ориентация её на заказ образовательных учреждений и многопрофильность, создание опережающей оперативной системы повышения квалификации, улучшение социального положения работников образования и усиление их ответственности за качество образовательного процесса;

- Взаимодействие органов управления образованием всех уровней в определении и реализации целенаправленных перспектив развития, обеспечивающих динамичное развитие нового содержания и высокое качество образования; переход от административно - распорядительного и распределительного к регулирующему управлению системой образования; развитие государственно-общественных и общественно - государственных форм управления образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: