Методики выявления эстетического отношения к миру

В качестве примера рассмотрим методику <<Описание предмета>>.

Предлагаем ребенку описать какой-либо простой и привычный предмет повседневного обихода (его собствен- ный письменный стол, клубень картофеля и т.д.)

Инструкция: <<Рассмотри внимательно этот предмет и расскажи о нем все, что захочешь>>.

Назовем основные признаки эстетического отношения к предмету, наиболее ярко проявляющиеся у художествен- но одаренных взрослых и детей.

• Внимание к неповторимым чувственным признакам данного, конкретного предмета. У взрослого чело– века, искушенноговхудожественномтворчестве, это качество часто проявляется «в снятом виде>> — стро– го отобранные, наиболее характерные признаки предмета включаются в целостное, выразительное описание. У детей младшего возраста заинтересо- ванное, зоркое обследование предмета, перечисле- ние мелких подробностей его чувственного облика выступает на первый план. В этих случаях эксперт должен быть особенно внимательным и чутким к поведению ребенка. Одно дело — если обследование предмета носит характер внешней регистрации при– знаков, когда ребенок, может быть, и внимателен, но равнодушен. Другое — когда этот процесс эмо– ционально захватывает ребенка, когда его мимика, прикосновения к предмету, интонация показывают, что неповторимый облик предмета имеет для него неутилитарную ценностную значимость, хотя он и не способен или не решается ее вербализировать, а, может быть, и не вполне осознает. Опыт показыва- ет, что в этом последнем случае заметные успехи ре– бенка в художественном творчестве лежат в зоне бли– жайшего развития, как бы уже «при дверях>>.


• Важнейшим признаком эстетического отношения является явное или неявное «одушевление» предме– та, стремление уввдеть в нем проявление некой внут– ренней жизни. Часто — соотнесение предмета с са– мим собой в том или ином отношении. Иногда — не– произвольный переход на рассказ от лица самого предмета.

Тут эксперту тоже следует быть внимательным и помнить, что потенциал эстетического отношения проявляется не просто в условно-фантастическом иг– ровом одушевлении, героем которого мог бы стать любой предмет, а не тот именно, который предложен для описания. Эстетическое отношение ярко прояв– ляется тогда, когда описание внутренней жизни пред– мета, «разгадывание» его характера, внутреннего со– стояния, судьбы — все это не придумывается произ– вольно, а как бы угадывается в неповторимых чертах данного, конкретного предмета, который остается узнаваемым даже в фантастическом контексте.

В таких описаниях проявляется эстетическое от– ношение к миру — способность человека восприни- мать чувственный облик предмета как выражение внутренней жизни, родственной его собственной. Когда предмет не <<безгласная вещь>>, а <<выразитель- ное и говорящее бытие>> (М.М. Бахтин).

Заметим, что предпочтительным материалом для ра– боты по такой методике являются предметы, которые не стали в нашей культуре традиционными объектами худо– жественного освоения. Если, к примеру, мы предложим ДЛя описания букет цветов, шаль с бахромой или фарфо– ровую статуэтку, мы рискуем получить такой ответ, где трудно будет различить собственную эстетическую актив– ность ребенка и неосознанное воспроизведение культур- ных клише.

Приведем для примера несколько характерных описа– ний, ярко, хотя и на разном уровне, выявляющих эстети–


 

 


ческое отношение к предмету, когда внутренняя жизнь ве– щей «проступает» в их неповторимом облике.

В одном ряду мы приводим работы юношей, ярко ода– ренных в литературном отношении; творчески работаю- щих художников-педагогов; миниатюры выдающегося писателя; описания, созданные детьми, проявившими потенциальную художественную одаренность.

Мальчик 9 лет рассказывает про свой письменный стол:

«Он был изранен\ Когда я поступил в первую класс, папа мне привез стол. Стол был очень большой. Тогда папа отре– зал чуть-чуть ножки, он стал мне впору. Когда я перешел в третий класс, то стол был уже маленький. Папа от большой планки отрезал четыре равных кубика. Он взял молоток и гвозди и стал прибивать каждый кубик к ножке. Когда он прибил, то стол оказался таким, каким его принесли, он вырос до меня. И его обратно вшечили, а то был весь изра– ненный. Израненный, а служил!»

Следующие четыре описания принадлежат художни- кам-педагогам.

«Я бы не сказал, что этот огурец классической формы, скорее, он из «индивидуумов». То, чем он прикрепляется к стеблю, выглядит вполне нормально, только слишком тем– ный зеленый цвет... В средней части много декоративных украшений, т.е. пупырышков, и по размеру она, по-моему, коротковата, а вот лицо, так сказать, имеет довольно резко выраженный характер, оно круглое, и цвет более или менее благожелательный. Общие пропорции напоминают о чело– веке со средним достатком, с большими запросами, но не– большими задатками. И, видимо, от этого он слегка загнут кверху>>.

«...честно говоря, когда он (огурец) лежит на столе, на белой бумаге, с четким ограничением света и тени, с каки–


ми-то непонятными бликами от бумаги... он выглядит та– ким одиноким и жалким, как будто его кто-то обидел>>.

<<Печальный образ>>

«Мне жаль эту морковку. Она росла и спела, и должна была бы быть красивой, толстенькой и сочной, но по ка– ким-то обстоятельствам засиделась в земле дольше, чем нужно. Соки, которыми она наполнилась, разорвали ее, и вся ее первоначально задуманная красота не состоялась.

Морковка лопнула, как будто подросток вырос из тес– ной одежды, и пиджачок затрещал по швам>>.

<<Пять минут назад я лежала в полиэтиленовом мешке, вместе с такими же морковками, как и я. Хотя почему «та- кие же»? У каждого из нас была своя судьба. Это люди ду– мают, что судьбы бывают только у них. Нет! (...) Я росла скромно и просто; ждала дождя или тени лейки над ботвой. Мои соседи оказались такими же простыми и добрыми, тело мое не искромсано притеснениями и ссорами...»

Талантливая ученица литературной студии рассказы- вает о луковице:

<<Сверху — коричневая, грязная, грубая шкурка. Под нею что-то яркое, желто-зеленое, сочное. Луковица большая, гладкая, крепкая. Я смотрю на нее и вижу, что она — очень силъное существо. Эта луковица пришла в комнату из мира простых и сшьных вещей. Она совсем не похожа на все, что есть в этой комнате. В комнате все комнатное, даже цветы в горшках. Луковица лежит на белой бумаге, и это еще больше выделяет ее из комнаты. Луковица тяжелая, холодная на ощупь, пахнет подошвой... Интересно, что у нее внутри?>>

Описание луковицы, сделанное девочкой 7 лет:

«Ну, он с оранжевой кожицей, которая в нескольких местах помялась. Кудрявые засохшие волосики... Белень– кие глазки плохо видны из-под кожицы. Можно подумать,


 

 


что онушибся, повалился где-нибудь: на кожице есть помя– тые и грязные места. Можно подумать... если присмотришь- ся, конечно,...что он только что пришел с гулянки, весь еще грязный, и собирается снять свою плохую оранжевую шкур– ку... А здесь вот трещины, как будто снимает уже».

И, наконец, миниатюры М.М. Пришвина.

«Крапива»

<<Лиловый подлесок пожелтел и под ним ковер желтой листвы, и в лесу пахнет пряниками. Листья земляники кро– вавого цвета. Крапива стоит выше человеческого роста, почернела, лист измельчал и в дырочках, старая-старая...- Хотел пожалеть, тронул, а она, такая старая, кусается по– прежнему, как молодая\»

<<Лесное озеро>>

«В лесной луже на дороге более холодные частицы при остывании поднимались на поверхность, и мороз сколотил из них белую пленку и наузорил на ней какие-то нам неве– домые тропические цветы. Разве поймешь, для чего у мо– роза цветы? А по себе если судить, так все понятно: мороз замечтался о далекой тропической стране, и, пока занимал- ся узорами, теплая вода убежала под землю. Так и осталась от всей лужи тонкая белая хрусткая пленочка с узорами тро– пических водорослей>>.

Особенности описаний, создаваемых художественно- одаренными людьми разного возраста, выступает особен– но отчетливо, если сравнить их с другими, принадлежа- щими людям, не проявляющим эстетического отношения к миру.

Эти последние относятся обычно к одному из двух ти– пов. Первый. Объективная, более или менее подробная регистрация внешних, или «вещных», признаков предме– та: «Мой стол обыкновенный, коричневого цвета. Устола 75 сантиметров и примерно полтора метра в ширину. У него есть два ящика с боков и один средний, ручка у одно–


го ящика отломана. В боковых у меня лежат учебники и чистые тетради, а в среднем — все, что нужно для уроков на завтра>>.

Второй. Человек сообщает то, что ему известно о пред– мете описания, вернее не о нем, а о соответствующем клас– се предметов: <<Картофель — это овощ. Его можно жарить, варить и печь в костре. Картофель сажают весной, а по– том из одной картошки вырастает несколько. Тогда его собирают, перевозят в магазин и продают>>.

Оба описания принадлежат детям 9 лет. Но авторами принципиально таких же текстов становились и люди лю– бого возраста, не причастные к художественному творче– ству и не проявляющие эстетического отношения к пред– мету. И в том, и в другом случае сам предмет выступает как <<безгласная вещь>> и чаще всего рассматривается с ути– литарной точки зрения.

Сказанное не означает, конечно, что у таких людей нельзя пробудить и развивать эстетическое отношение. Но это особый, сложный вопрос, выходящий за рамки дан– ной работы.

Следующая методика представляет собой уточненную модификацию описанной выше. Она дает более полное представление о характере восприятия окружающего мира и о способе работы каждого из участников занятий, зато требует большей подготовки.

Ребенок получает для описания поочередно два пред– мета, формально чем-то похожие друг на друга, но сильно разнящиеся по своему эмоционально-эстетическому воз– действию и по ассоциативному ореолу, их окружающему. В наших опытах это были тонкий по структуре засохший цве– ток декоративного чесн<жа и грубоватая щетка для волос. Разумеется, человек, освоивший основные принципы ра– боты, может воспользоваться и другими предметами.

Инструкция: <<Рассмотри предмет и расскажи — какой °н?» При этом поощряются подробные и разнообразные ответы, до того момента, пока ваш собеседник сам не со– чтет исчерпанными все возможности описания. Это усло–


 

 


вие необходимо соблюдать, потому что часто человек (как 1 ребенок, так и взрослый) начинает с перечисления вне– шних признаков предметов, а позже переходит в интере– сующий нас образно-ассоциативный и метафорический план.

Главные отличия описаний, создаваемых художествен- но одаренными людьми, заключается в их эмоционалъно- оценочном, а не отчужденно-объективном характере.

Приведем несколько примеров, взятых из описаний эталонной группы (во всех случаях описано сухое растение).

<<Изящный. Теплый. Хрупкий. Кружевной. Старость благородная. Уже мертвый, но красивый...».

<<Штука трогательная. Раньше он был красивее, но те– перь, он стал такой бедненький... Цветочек все равно очень красивый, он мне нравится. Это шкурка, оболочка, остов, из которого ушла вся жизнь...».

Для сравнения — фрагменты, взятые нами из описаний людей, по роду своей деятельности не связанных с художе– ственным творчеством.

<<Пыльный. Сухой. Длинный. Трубчатый. Засохший. Ровный. Симметричный. Гладкий. Сферический. Игольча- тый. Противный. Осенний...».

(Попытка перечисления разрозненных, почти исюн чительно объективных признаков).

Или еще более «объекгивный» вариант описания:

<<Стебель имеет стержневое строение. Материал - не– прочный, органический. Соотношение между диаметром шара и длиной стержня примерно 1 к 4. Шар является наи– более слабым элементом конструкции>>.

Приведенные примеры хорошо иллюстрируют отличш тельные особенности художественного описания. Ассоци
ативные образные ряды, которые возникают у художествен- ноодаренныхлюдей, отличает особая <<художественнаяло- гика>>: единствоэмоционалъноготона, который неслучаен по отношению к предмету, «вычитывается» из его неповтори- мого облика. Так сухое растение у многих представителей эталонной группы вызывает восхищение («красивый», «изяшный», <<элегантный>>...) и втоже время порождаеттему грустной одинокой старости, неизбежной смерти (<<мерт– вый», «одинокий», «несчастный», <<мумия цветка>>).

Таким образом, эмоционально-образная оценка (дос– таточно сложная и неоднозначная) перерастает в зародыш художественного образа. Проследим это на конкретном примере: <<Высохший. Красивый. Запыленный.,.Ветхий, правда.,.Пыль, паутина зацепилась за прутья. Добрый он такой. Старый, последние деньки отживает. Грустный, да. Радует ли его что-то? По-моему, уже ничего...». Призна– ки, характеризующие внешний вид — «высохший», <<запы– ленный>>, по мере развития описания перерастают в об– раз-характер: <<Грустный... Радует ли его что-то?»

У людей, не связанных с художественным творчеством, ассоциативный ряд рассыпается на фрашенты, не объе– диненные общим эмоциональным тоном; поэтому сам поиск образных ассоциаций порою выглядит случайным. Например: «Шар. Дикобраз. Анютины глазки — цветоч– ки. Камыш. Люстра. Зонтик. Бабочка. Гусиное перо. Со– ломинка для коктейля>>. Описание богато образными срав– нениями, но природа их иная, чем у представителей эта– лонной группы. Основанием для ассоциаций в данном случае выступает чисто внешнее сходство. Отсюда — це– лый фонтан ассоциативных образов, практически не свя– занных между собой.

Представители <<эталонной группы>> («художники») чрезвычайно внимательны кразнообразным чувственным признакам предметов, но редко занимаются подробным их перечислением. Чаще они дают лаконичные характе- ристики, в которых отдельные наиболее характерные при– знаки предмета уже «сплавлены» в цельный, выразитель- ный, богатый ассоциациями образ.


 

 


Вернемся еще раз к уже приводимому выше примеру (описание дано молодой художницей из эталонной груп– пы): <<Изящный. Теплый. Хрупкий. Кружевной. Старость благородная. Уже мертвый, но красивый>>. Определения носят либо оценочный, либо образный характер и объе– динены общей эмоциональной тональностью. Каждое из образных определений заключает в себе несколько при– знаков.

Например: «Кружевной» — передает структуру цветка, для описания которой через отдельные признаки при– шлось бы сказать примерно следующее: цветок состоит из отдельных мелких цветочков, каждый из которых на сво– ем стебельке; цветки расположены в форме шара, их рас– положение закономерно и упорядочено; тонкие стебель- ки и маленькие цветочки образуют узоры и т.п. В то время как определение «кружевной» образно и экономно пере– дает общее впечатление от этой сложной конструкции, придавая описанию также определенный эмоциональный оттенок (красивый, изящный, старинный).

В эталонных описаниях заметна тенденция одушевить предмет, создать выразительный образ-характер. Подчер– киваем: этот «образ-характер» не приписывается пред– мету произвольно. Он как бы «проступает» и <<прочиты- вается>> в характерных чертах его чувственного облика. На предыдущих страницах уже не раз возникал образ су– хого цветка, который разные представители эталонной группы выдерживали в сходном эмоциональном тоне: одинокая благородная старость, красивая и грустная од– новременно. Для сравнения приведем «портреты» дру– гой вещи — «участницы» наших опытов, щетки для волос^ с черной жесткой щетиной.

<сТетеньки такие есть с ярко черными, крашеными воло– сами. Провинциальная, боевая такая, не трусливая, идет по жизни и ищет себе применения там, где можно; щетина не– сгибаемая;...С ней все будет хорошо. Может быть, найдет, кого причесывать. А если лак облезет, может быть, она и лучше станет к старости...» (Девушка — художница).


(Как может убедиться читатель, описания такого типа встречаются и при работе по первому варианту методики).

Эталонные описания имеют еще одну особенность, очень важную с диагностической точки зрения. Художественно одаренный человек обнаруживает спонтанное, не вызванное инструкцией стремление оформить само свое высказывание как завершенный литературно-художественный этюд, то есть совершить шаг из сферы эстетического восприятия жизни в сферу эстетического творчества. Это относится не только к образам-характерам, примеры которых мы уже приводили, но и кдругим образным описаниям.

Приведем (пракгически без сокращений) характерный пример, напоминающий миниатюру в прозе:

<<Такая штуковина на длинной ломкой ножке... Штука трогательная, растительная. Засохший декоративный лук. Летом он был зелененький с сиреневыми цветочками, ка– чался на тихом ветерке на чьем-нибудь участке. Зеленый и сиреневый он был красивее, похож на цветок, но теперь, когда он стал такой бедненький, сухой, его несчастный вид о многом может напомнить... Образ его стал как бы двой– ственным: он не существует и одновременно существует. Я держу его в руке, но его как бы уже и нет. Это шкурка, обо– лочка, остов, из него ушла вся жизнь. Теперь эту оболочку мы можем наполнить своим смыслом и содержанием....Когда цветки были сиреневые, они не могли бытьтакими сквозными и прозрачными. Круглый прозрачный шарик еще не мог напоминать Вселенную и прочие вещи, о кото– рыхлучше не задумываться. А если задумаешься, начинает сильно сосатъ под ложечкой, это очень неприятное чувство, поэтому нормальный здоровый человек собирает цветы ле– том — в нормальном зеленом виде. А сухие цветы любит тон– ко организованная женщина, которая пишет стихи и долго думает по ночам о смысле жизни... Но цветочек все равно красивый! Он мне нравится!>>

Многие черты эталонных описаний проявляются и в работах детей разного возраста. Маленькие дети внима–


 

 


тем больше оснований предполагать у него потенциальь художественную одаренность. Хотя, разумеется, это може служить лишь одним из возможных ее показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: