Отношение одаренного ребенка к жизни

Что же может служить более надежным показателемхудожественной одаренности?

Первое, на что, с нашей точки зрения, следует обра–щать внимание, на удивление просто и совсем не ново. Это— ярко выраженная устойчивая склонностъ ребенка к заня–тиям искусством, чувство удовлетворения, которое он ис–пытывает от самих этих занятий.

Напомним, что первые исследователи индивидуаль-ныхразличий (В. Штерн, А.Ф. Лазурский идр.) не разгра–ничивали строго то, чего ребенок хочет — и то, что он мо–жет, т.е. его склонности и способности, справедливо по–лагая, что первые могут свидетельствовать о вторых. Этаточка зрения отнюдь не устарела за прошедшие с тех пор100 лет. Во многих случаях устойчивая склонность к ис–кусству может послужить более надежным критерием, чем,например, временные творческие неудачи ребенка. Неуда–чи, как мы знаем, могут зависеть от причин, не имеющихотношения к одаренности. Кроме того, в оценке художе–ственных произведений, особенно детских, нам легкоошибиться, а стремление ребенка сочинять, изображать ит.д. говорит само за себя.

Как полагал В. Гете, наши желания — предвестникитого, что мы можем совершить, а Т. Манн прямо сказал:<<Талант — это потребность>>. Важно только глубже разоб–раться: потребность - в чем именно? Склонность — к чему?Ведь и графоманы обладают ненасытной потребностьюсочинять. Чтобы не ошибиться, нужно быть вдумчивымнаблюдателем, проявить <<любовное внимание>> к ребенку.

Хорошо, если ребенок обращается кхудожественномутворчеству, когда хочет выразить или заново пережить что–то для него очень важное, и в то же время не вполне выра–


зимое иначе, как в рисунке, жесте, характерном звучании,в поэтической, а не в обычной речи. В таких случаях естьоснование предположить, что он пытается <<переводитьжизнь свою в слово>>. А попытки заниматься столь нео–бычным делом уже могут сигнализировать о потенциаль-ной художественной одаренности — поначалу даже неза–висимо от того, каких объективных результатов достигаетначинающий автор.

Иногда этот потенциал обнаруживается даже не в ху–дожественной деятельности кактаковой, а в играх ребен–ка, особенно — в одинокой игре, которую иногда называ–ют «режиссерской». Если в коллективной ролевой игреребенок отвечает лишь за часть целого, за свою роль, тоздесь он, нередко укрывшись от чужих глаз, занимает по–зицию ответственного и всемогущего автора в мире игру–шек и вещей; он строит сюжет, творчески воссоздаетте илииные значимые для него события и отношения.

Наверное, нет ни одного ребенка, у которого в какие–то часы, дни и недели жизни не проявлялась склонность кзанятиям каким-нибудь видом художественного творче–ства или к творческим играм, близким к искусству. Но длянас особенно важны такие случаи, когда склонность этаустойчива и имеет внутренний источник. То есть не явля–ется следствием преходящего, ситуативно возникающегоинтереса, естественного для детей стремления подражатькому-либо или ответить чьим-то желаниям и требовани-ям, а рождается из глубин жизненного опыта самого ре–бенка. Когда она выражает такое отношение к жизни, ко–торое, поначалу неосознанно, ищет воплощения в худо–жественных образах.

Очень важно это подчеркнуть: в основе одаренности кхудожественному творчеству лежат не отдельные специ–альные способности и их комбинации, как бы они ни быливажны. В основе — нечто более глубокое и цельное: какое–то особое отношение человека к жизни. И это <<художе-ственное>>, или <<эстетическое>>, отношение к жизни надов первую очередь распознавать, поддерживать и развивать.


 

 


Обращаем внимание: пока что речь идет об отноше–нии не к искусству, а к самой жизни. Как говорил М.М. Бах–тин, эстетическая активность человека рождается не в спе–циальной сфере художественной деятельности, а в <<един–ственной жизни>>, еще не преобразованной ничьим худо–жественным творчеством. Этот <<первый пласт>> художе–ственной одаренности — особое отношение к жизни —обычно скрыт от прямого наблюдения и потому требуетот педагога и диагноста особого внимания, а иногда и спе–циального методического оснащения.

В чем же выражается особое — художественное, илиэстетическое — отношение к действительности? Лучшевсего об этом говорят люди, которым такое отношение кжизни наиболее свойственно: выдающиеся представите-ли разных видов искусства, разных времен и народов.Обобщая этот обширный материал, можно охарактеризо-вать отношение художника к миру следующим образом.

Самое простое и, может быть, самое важное: худож–ник (поэт, музыкант, актер...) способен относиться ко все–му, «как к живому>>. По выражению М.М. Бахтина, в мирехудожника нет <<безгласных вещей>>, атолько <<выразитель-ное и говорящее бытие>>. Во всем окружающем он ввдитпроявление внутреннего состояния, настроения, характе-ра, судьбы, знаки некоей душевной жизни, родственнойего собственной. А значит, чувствует и свое глубинное род–ство с миром («Все во мне, и я во всем!..» — Ф.И. Тютчев).Замечательно сказал об этом М.М. Пришвин: «И толькопотому, что мы в родстве со всем миром, восстановляеммы силой родственного внимания общую связь и откры–ваем свое же личное в людях другого образа жизни, даже вживотных, даже в растениях, даже в вещах>>. Многиетвор-цы искусства прямо говорят: если нет такого отношекия кмиру — не будет и искусства, не сложится картина, не ро–дится стихотворение

<<Душа вещей>> открывается художнику, становится по–нятной ему через неповторимый облик существ, вещей иявлений. Можно сказать и так: человек, обладающий раз–витым эстетическим отношением, воспринимает непов–


торимый чувственный облик вещей (цвет, движение, зву–чание, уникальное сочетание черт человеческого лица) непросто как внешнюю форму, а как прямое выражение внут–ренней жизни. Для художника форма — <<носительницадуши>> (М.А. Врубель).1

Очень важно помнить, что такое отношение к жизнисвойственнолюдям, одаренным вовсехвидаххуд,ох,ествен- ного творчества; это — общая психологическая первоос-нова всех отдельных видов художественных способностей.

Все сказанное относится, конечно, к большим худож–никам, Но всякий, кто много общался и работал с детьми,согласится, что дошкольник и младший школьник обла–дают очень благолриятными психологическими предпо–сылками развития такого отношения. Что они в этом бли–же к людям искусства, чем более рациональные подрост-ки и чем взрослые «не художники>>.

Ребенок еще не отгородился прозрачной, но непрони-цаемой психологической преградой, разделяющей его имир, «я» и «не-я». Он готов признать, что в его окружениинет <<безгласных вещей>>, что все полно скрытой жизни,может испытывать боль и радость. Ребенок еще не лишил–ся интереса и повышенной эмоциональной отзывчивостипо отношению к чувственному облику мира — для него, вотличие от людей постарше, значимо все, что сверкает,пахнет, липнет, холодит, звенит и шуршит... А из всего этогои складываются первичные формы того отношения к миру,на почве которого расцветает художественное творчество.

Ярко выраженное эстетическое отношение к миру —онень важное и незаменимое свойство художественно ода–ренного ребенка. В следующих разделах пособия мы рас–скажем о некоторых методиках выявления этого отноше–ния и о возможности его развития в педагогической прак–тике.

Но это — лишь первый шаг в интересующем нас на–правлении. Дело в том, что эстетическое отношение само

Подробнее об эстетическом отношении см. [11], [12].


 

 


по себе носит общечеловеческий характер и в сенситив-ном возрасте, с помощью педагога, может довольно успеш–но раскрываться у очень многих детей. Чем же художе–ственно одаренный ребенок выделяется из множествасверстников? Только тем, что эстетическое отношениеразвито у него в болыдей степени? И этим тоже, но делоне сводится к «количественным» отличиям. В чем же зак–лючается качественное отличие?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: