В туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей наблюдается широкий тематический спектр программ: по видам туризма (спортивному, пешему, водному, горному и др.), пограничным образовательным областям (геологии, спелеологии, экологии, этнографии, генеалогии, ОБЖ и др.), по видам деятельности (исследовательской, экскурсоводческой, экспедиционной, музейно-поисковой и др.), комплексные, где осуществляется синтез туризма и краеведения, краеведческо-культурологические, детских общественных объединений туристско-краеведческой направленности. Целью этих программ является овладение учащимися знаниями, умениями и навыками туристско-краеведческой деятельности, использование потенциала активных форм туризма и краеведения для решения проблем эффективной адаптации подростков и юношей к жизни, укрепления их физического и психологического здоровья, социальной реабилитации, коррекции и интенсификации личностного развития.
Объединяет многие из этих программ и те приоритетные задачи, которые решают педагоги.
|
|
На 1 этапе это - вовлечение подростка в действующую модель здорового образа жизни, создание эффективного «противовеса» общественному влиянию, коррекция системы ценностей. Причем, эта коррекция начинается с выявления и, по необходимости, исправления мотивации к деятельности - будь то учеба или познавательная деятельность.
На 2 этапе - создание условий для самоактуализации и социализации подростков путем помещения их в информационно-насыщенную групповую атмосферу (образовательную среду коллектива), реализации возможности обмена личностно-значимой для них информации, проявления их личной позиции, тренинга уверенности и лидерских качеств, творческих способностей и навыков письменной и устной речи, доверия и открытости.
В контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых обучающимися в области туризма и краеведения, можно определить как:
♦ предметные (специфические для ТКД);
♦ межпредметные (интегративные);
♦ надпредметные (социальные, коммуникативные, лежащие в области
развития личности).
В свою очередь, в силу универсальности самого понятия туристско-краеведческой деятельности, многообразия ее видов, круг решаемых обучающимися предметных задач также очень широк. В идеале, туристская и краеведческая деятельности должны быть неразрывно связаны, являясь как бы двумя сторонами одной медали. Но в реальности эта диалектическая связь не всегда выдерживается. В одних случаях можно говорить о туристской деятельности учащихся с элементами краеведения, в других - о краеведческой деятельности с элементами туризма. Так или иначе, и туристская, и краеведческая деятельности имеют свои, присущие только им, предметные задачи. Поэтому туристско-краеведческую деятельность целесообразно рассматривать и в отдельности, и в ее интеграции на уровне межпредметных связей.
В туризме одним из критериев компетентности обучающихся в зависимости от возраста и уровня освоения программы будет их способность решать следующие предметные задачи.