Туристско-краеведческая направленность

В туристско-краеведческой направленности дополнительного образова­ния детей наблюдается широкий тематический спектр программ: по видам ту­ризма (спортивному, пешему, водному, горному и др.), пограничным образова­тельным областям (геологии, спелеологии, экологии, этнографии, генеалогии, ОБЖ и др.), по видам деятельности (исследовательской, экскурсоводческой, экспедиционной, музейно-поисковой и др.), комплексные, где осуществляется синтез туризма и краеведения, краеведческо-культурологические, детских об­щественных объединений туристско-краеведческой направленности. Целью этих программ является овладение учащимися знаниями, умениями и навыками туристско-краеведческой деятельности, использование потенциала активных форм туризма и краеведения для решения проблем эффективной адаптации подростков и юношей к жизни, укрепления их физического и психологического здоровья, социальной реабилитации, коррекции и интенсификации личностного развития.

Объединяет многие из этих программ и те приоритетные задачи, которые решают педагоги.

На 1 этапе это - вовлечение подростка в действующую модель здорового образа жизни, создание эффективного «противовеса» общественному влиянию, коррекция системы ценностей. Причем, эта коррекция начинается с выявления и, по необходимости, исправления мотивации к деятельности - будь то учеба или познавательная деятельность.

На 2 этапе - создание условий для самоактуализации и социализации подростков путем помещения их в информационно-насыщенную групповую атмосферу (образовательную среду коллектива), реализации возможности об­мена личностно-значимой для них информации, проявления их личной пози­ции, тренинга уверенности и лидерских качеств, творческих способностей и на­выков письменной и устной речи, доверия и открытости.

В контексте компетентностного подхода круг задач, решаемых обучаю­щимися в области туризма и краеведения, можно определить как:

♦ предметные (специфические для ТКД);

♦ межпредметные (интегративные);

♦ надпредметные (социальные, коммуникативные, лежащие в области
развития личности).

В свою очередь, в силу универсальности самого понятия туристско-краеведческой деятельности, многообразия ее видов, круг решаемых обучаю­щимися предметных задач также очень широк. В идеале, туристская и краевед­ческая деятельности должны быть неразрывно связаны, являясь как бы двумя сторонами одной медали. Но в реальности эта диалектическая связь не всегда выдерживается. В одних случаях можно говорить о туристской деятельности учащихся с элементами краеведения, в других - о краеведческой деятельности с элементами туризма. Так или иначе, и туристская, и краеведческая деятельно­сти имеют свои, присущие только им, предметные задачи. Поэтому туристско-краеведческую деятельность целесообразно рассматривать и в отдельности, и в ее интеграции на уровне межпредметных связей.

В туризме одним из критериев компетентности обучающихся в зависи­мости от возраста и уровня освоения программы будет их способность решать следующие предметные задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: